История возникновения и развития села Ново-Никольское,Самодуровка,ныне Зорино
Википедия
Село впервые упоминается в 1687 году под названием Новоникольское. В конце XVII века вместо имевшийся в селе часовни была построена деревянная Христорождественская церковь.[3]
Церковь Воскресения Христова
В конце XVIII века в селе была построена и освящена новая церковь Воскресения Христова.
В 1902 году село упоминалось с двойным названием — Самодуровка (Ново-Никольское).[4]
10 января 1966 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Самодуровка было переименовано в село Зорино в честь уроженца села Героя Советского Союза Сергея Петровича Зорина.[2]
БОЛЕЕ РАСШИРЕННАЯ ВЕРСИЯ
ЗОРИНО, СЕЛО УХОЛОВСКОГО РАЙОНА.
Памятные места Рязанской области.
ЗОРИНО – село в составе Калининского сельского поселения на правом берегу реки Чернавки. Население – 11 чел. (в 1992 – 107 чел.).
На протяжении своей истории населенный пункт носил названия Новоникольское, Самодуровка, и, наконец, Зорино.
«Новоселенная деревня» Никольская на правом берегу небольшой речки Чернавка была основана в 1680-х сапожковскими служилыми людьми, драгунами и казаками, получившими здесь земли для поселения. Название «Никольская» было, вероятно, связано с построенной тогда же в деревне часовне в честь святителя Николая Чудотворца. В 1686 местным жителям, по благословению преосвященного Павла (Моравского), митрополита Рязанского и Муромского, было разрешено построить в деревне храм во имя Рождества Христова. Об этом сохранилась подробная запись в окладных книгах по Сапожковскому уезду:
«Во 194 (1686) году июня в 25 день по указу великих государей из Иноземнаго приказу, за приписью дьяка Петра Берсенева, в митрополей Духовный приказ х приказному Ивану Осонкову написано, с повелением преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго, церковь Божию Рождества Христова велено престроить в Сапожковском уезде, против челобитья сапожковских козаков и драгунов – Артюшки Залонова с товарищи, на их на казачей и драгунской земле в новоселенной деревни Никольской; а под тое церковь и под церковное кладбище и под дворовые места попом и церковником вымереть – отвесть земли из их драгуских и казачьих дач и дать пашенной земли 20 четвертей, сенных покосов 20 копен.
А по скаске того новоселебнаго села попа Иякова да прихожен – сержанта Тимофея Голикова, соцкаго Микиты Громова, Козмы Бордаковскаго с товарищи, под церковь и под кладбище на обе стороны по 40 сажен, да к церкве Божий и попу с церковники на пропитание великих государей жалованья – пахатной земли по 20 чети в поли, в дву потомуж, сенного покосу на 20 копен, а лес де и всякое угодье с приходскими людьми вопче. Да в приходе: двор поп Ияков, 3 двора – пономарев, дьячков и просвирницын, 69 дворов драгунских, 14 дворов казачьих, всего 87 дворов.
Дани доведется на год по 2 рубли по 14 алтын и пошлины 4 алтына з денгою. А поп де Ияков перешел в то село во 195 (1687) году марта в день и служит в часовне, – церковь еще не построена.
Память из Иноземнаго приказу в сталпе 196 году в Казенном приказе. А обложена та часовня во 197 году, – выписка в столпу в том же году».
В каком именно году на месте часовни в «новоселебной» деревне Никольской была построена деревянная Христорождественская церковь точно не известно, но в конце 17 в. она уже существовала, в связи с чем само поселение стало писаться селом и получило название Новоникольское. В описных книгах конца 17 в. по Сапожковскому уезду подробно перечисляются церковные утварь и облачение: «Во святом алтаре – на престоле и на жертвеннике одеяние выбойки крашеные, Евангелие и антимис печатные, Евангелие крыто бархотом красным, евангелисты и средник сребренные – басменные, два креста сребренные резные, позлащены, ковчег оловянной, дороносица медная, св. сосуды – патир и дискос и блюдца белые оловянные, звезда и лжица медные, на сосуде покровы кумача краснаго, укропник и ковш, три кадила – все медные, купель деревянная липовая. Утвари: ризы тофты красной, оплечье комки белой, ризы отласу брусничного китайского, оплечье комки зеленой, ризы полотняные, два подризника полотняные, две епотрахели выбойчетые, поручи выбойки бумажные, другие крашенинные, поес нитной. Книги – служебник да требник и прочие книги новопечатанные. А около тоя церкви погост не огорожен».
В начале 18 в., в результате военных реформ царя Петра I, приведших к созданию в России регулярной армии, служилые ратные люди, к числу которых относилось население села Новоникольское, были записаны в разряд государственных крестьян.
К концу 18 в. старая деревянная Христорождественская церковь в селе Новоникольское сильно обветшала, и в 1799 местный священник Андрей Семенов подавал прошение о построении на ее месте новой. Строительство осуществлялось на средства прихожан и было завершено уже в следующем году. 24 сентября 1800 священник Симеон Алексеев освятил новый также деревянный Христорождественский храм.
Интересно, что в 1817 Христорождественская церковь в селе Новоникольское была перекрыта новым тесом; но так как на это не было дано разрешения от епархиального начальства, то причт за самовольство был наказан посылкою в монастырь.
К середине 19 в. село Новоникольское стало настолько многолюдным, что возникла проблема наделения крестьян землей. Тогда, по инициативе властей, сельский сход принял решение переселить «по жребию» часть жителей села на земли в пойме реки Лукмос. Обосноваться на новом месте, где не было распаханных земель, и предстояло строить дворы, было делом трудным. Поэтому намеченные к переселению крестьянские семьи всячески сопротивлялись этому. Уездным властям пришлось применить силу: ломать старые дома переселенцев в Новоникольском и под конвоем отправлять их к новому месту жительства. Говорят, что именно с этого времени село получило у окрестных жителей свое второе название – Самодуровка.
В 1850 переселенцы из села Новоникольского основали на берегу реки Лукмос новое поселение – Ново-Красную слободу (совр. село Новокрасное Сапожковского района).
К 1885, по данным И.В.Добролюбова, в состав прихода Христорождественской церкви села Новоникольское, Самодуровка тож, входило одно только это село, в котором насчитывалось 375 дворов и проживало 1286 душ мужского и 1357 душ женского пола.
По штату 1873 в причте Христорождественской церкви были положены 1 священник и 2 псаломщика, но по факту состоял и диакон. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной и 42 дес. пахотной земли.
И.В.Добролюбов отмечает, что «не смотря на столь значительное сосредоточение населения в одном пункте, об открытии школы в этом селе местная нителлигенция еще не додумалась».
Справочник «Россия: Полное географическое описание нашего Отечества», отмечает, что к 1902 в селе Самодуровка, Ново-Никольское тож, проживало уже свыше 3 тыс. жителей и ежегодно устраивались ярмарки. По-видимому, именно в это время в селе на месте старого деревянного был построен новый кирпичный Христорождественский храм, здание которого в руинированном виде сохранилось до сих пор.
После Октябрьской революции 1917 и установления советской власти в селе, за которым окончательно закрепилось название Самодуровка, церковные земли и имущество были реквизированы. Были открыты школа и сельский клуб.
Одним из активных борцов за установление советской власти в Сапожковском уезде был уроженец села Самодуровка Иван Иванович Кулагин. Уже в феврале 1917, будучи 18-тилетним пареньком, он стал одним из вожаков деревенской бедноты, активно поддерживал большевиков, а в годы Гражданской войны 1918 – 1920 служил в частях особого назначения (ЧОН) и участвовал в подавлении кулацких мятежей. 9 февраля 1920 И.И.Кулагин был избран делегатом беспартийной конференции Благуше-Лефортовского района города Москвы, а в 1922 вступил в Российскую коммунистическую партию – РКП(б).
После завершения Гражданской войны И.И.Кулагин окончил рабфак, потом Промакадемию, и получил диплом инженера. Работал заместителем директора машиностроительного завода. В первые дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 И.И.Кулагин ушел добровольцем на фронт. Служил заместителем командира батальона по политической части. Дважды был ранен, контужен. После войны занимался большой общественной работой. За активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
Еще более прославил родное село другой уроженец села Самодуровка – Сергей Петрович Зорин (1922+1943). Комсомолец, гвардии сержант, связист С.П.Зорин совершил бессмертный подвиг в ходе сражения на Курской дуге. Рискуя жизнью, он 12 раз восстанавливал связь подразделения со штабом полка. За мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
10 января 1966 указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Самодуровка Ухоловского района Рязанской области в честь Сергея Петровича Зорина было переименовано в село Зорино. Именем героя была также названа школа в селе Зорино, в которой он учился (в настоящее время закрыта).
Выселками из села Зорино является село Новокрасное Сапожковского района
Нет комментариев