В "конспектной" форме описаны причины обращения униатов в православие и процессы, предшествовавшие Полоцкому собору.
__________________________
Кстати, вот и ответ, для чего это вдове Милоша вдруг спонадобилось на личный кошт строить (но я по-прежнему считаю, что она не построила, а лишь восстановила) "мой" храм в Черее... Тот самый, что был освящен Василием Лужинским, архиепископом Полоцким и Витебским, членом Святейшего правительствующего Всероссийского синода в апреле месяце 1835 г.
__________________________
Восстановление православных церквей в белорусско-литовских губерниях в середине XIX в.
М. М. Евтушенко
К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России. В экономическом и сословном отношении этот край находился в том же состоянии, что и остальные губернии, однако уровень социальной напряженности был, пожалуй, выше, чем в других районах империи. Это объяснялось тем, что здесь слились три проблемы — социальная, конфессиональная и национальная. Высокий статус и высокий уровень образования в подавляющем большинстве имели лишь католики польского происхождения и, в меньшей степени, униаты. Православные же и в политическом, и в социальном отношении были бесправны[1].
Еще при Екатерине II был принят ряд мер, укреплявших положение православного населения. По словам П. П. Семенова-Тян-Шанского, «Императрица смотрела на Белоруссию как на территорию, заселенную русскими и, наконец, соединенную с Россией. Местное население и духовенство не только содействовало ее политике, но и находило ее меры недостаточно энергичными»[2]. Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю».
Менялась и социальная ситуация. После поражения восстания 1831 г. помещики, участвовавшие в нем, были высланы в отдаленные губернии, их имения конфискованы, а доходы от них, как сказано в одном документе, «назначены на пособие возвращающимся в отечество изгнанникам»[3], т. е. православному населению. Правительство понимало, что в борьбе с полонизацией края надо опираться на крестьянство и обедневших дворян православного исповедания, которыми и стали заселять конфискованные имения. На их территории находилось большое количество полуразрушенных православных церквей, давно требующих ремонта или полной реставрации, а также церквей униатских, которые решено было перестроить в православные. На устройство церквей в казенных имениях были в 1845 г. ассигнованы средства по ведомству государственных имуществ[4]. Также были составлены проекты и сметы на восстановление церквей, назначены торги на взятие построек с подряда.
В августе 1852 г. высочайшим повелением палатам государственных имуществ в западных губерний было поручено освидетельствовать все православные церкви в казенных имениях, т. е. здание, утварь и прочие принадлежности, с названием места, где церковь находится, каменная она или деревянная и когда построена, когда была в последний раз исправлена, на какую сумму теперь предстоит сделать ремонт, и т. д. Освидетельствование следовало производить через состоящих при палате гражданских инженеров, совместно с благочинными, приходскими священниками, сельскими старшинами и почетными прихожанами. Акты подписывались всеми участниками[5].
На постройку было определено 10 лет, по 35 церквей ежегодно. В указаниях к строительству говорилось: «Необходимо обратить внимание на соблюдение в церквах внутреннего и наружного благолепия: ибо нет ни одной церкви, в которой не нужно было бы переменить иконостаса, устроить приличной ограды, выкрасить наружные стены и даже переменить обшивку, возвести главы на куполах с белого железа и снабдить колоколами, не говоря уже о материальных исправлениях для укрепления самих строений в основаниях и наружных частях»[6]. И далее: «Тогда только постройка православных церквей может быть упрочнена, если определен будет особый капитал на их поддержание, без чего местные прихожане, исключительно люди низшего сословия, не в состоянии поддерживать своих храмов»[7]. Расход на строительство одной церкви иногда достигал 20 тыс. рублей серебром, а прихожане были действительно в основном бедные, поэтому внесено было предложение об упрощении строительства[8]. Интенсивность ремонта также зависела от свободных средств. Достаточно значительная сумма из казны поступала только в случае, если храм был расположен в крупном городе, где было больше православного населения...
_________________
[1] «Свобода православия в границах Литвы-Польши не отменялась во имя иной господствующей религии, но православие обречено было на мучительную двусмысленность, на замаскированное и все время возраставшее гонение, на вымогательство путем политических ограничений и давлений измены православию во имя господствующей в государстве римо-католической религии, на вымогательство и введение унии мерами государственного давления» (Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М., 2000. С. 659).
[2] Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 9. СПб., 1905. С. 102–103.
[3] РГИА, ф. 384, оп. 6, д. 21 (1857–1858), л. 136об.
[4] Там же, л. 1.
[5] Там же, л. 3.
[6] Там же, л. 8.
[7] Там же, л. 9–9об.
[8] Там же, л. 77–77об.
[9] Там же, л. 10.
[10] Там же, л. 129.
[11] Там же, л. 19об.–20об.
[12] Там же, ф. 796, оп. 140, д. 2012, л. 1.
[13] Там же, л. 2.
[14] Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910‑х годов. 2‑е изд. М., 1982. С. 56.
[15] Там же. С. 57.
____________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев