(обзор архивных материалов)
Часть 1. 1809 – 1885 годы
К началу 1796 г. в области войска Черноморского было всего 4 церкви: походная Троицкая (в г. Екатеринодаре), походная Преображенская (в местечке Ея), Покровская (в г. Тамани) и Свято-Михайловская (в местечке Копыл). Еще три начали действовать в течение 1796 г.: в курене Березанском – Воздвиженская (с марта), в Кисляковском – Рождества Богородицы (с июня) и в Роговском – Никольская (с июля).
В издании 2006 г. «Первая перепись КАЗАКов-переселенцев на Кубань в конце XVIII века.: Исторические документы» сказано, что жители Канеловского куреня в первый же год поселения (т.е. в 1794 г.) построили деревянную церковь с часовней во имя Воскресения Христова. Однако, это было не совсем так. Ведь канеловчане, как и жители Минского куреня, в 1796 году исповедовались, крестили детей, венчались и отпевали умерших, в основном, в ейской Преображенской церкви, а также в г. Екатеринодаре и Кисляковском курене, о чем свидетельствуют сохранившиеся консисторские экземпляры метрических книг и исповедных ведомостей кубанских церквей за 1796 г., хранящиеся в настоящее время во Владикавказе, в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия – Алания.
Необходимо пояснить, что в документах конца XVIII – начала XIX вв. встречается двоякое написание названия куреня: Мѣнский или Минский. Буква «ѣ» означала звук, средний между «и» и «е». В украинском произношении он читался как «и», в русском – как «е» (например, как в словах «мѣсяц», «хлѣб», «сѣно» и т.д.). Поэтому название селения в данной работе будет указано в соответствии с устоявшимся произношением, закрепленным и в современном названии нашей станицы (селение Минское (Минский курень) – Староминский курень – станица Староминская).
Канеловская Воскресенская церковь начала действовать чуть позже (в 1797 г.), и КАЗАКи Минского куреня стали ее прихожанами. Сохранилась метрическая книга данной церкви за 1810 год, и около половины всех записей в ней касаются жителей селения Минского. Конечно, такое положение дел не могло устраивать жителей Минского куреня, ведь им приходилось ездить в церковь за 12 верст, преодолевая реку Сосыку, через которую осенью, а особенно весной переезд был очень труден, отчего «больные, престарелые и малолетние остаются без всякого при смертном случае напутствования, и все вообще лишаются слушания слова Божия, а младенцы нередко умирают без крещения».
Поэтому, вероятно, в конце 1809 г. жители Минского куреня написали прошение в Черноморскую войсковую канцелярию о разрешении построить в куренном селении деревянную церковь во имя Рождества Христова. К прошению прилагалась подписка от 22 ноября 1809 г. о том, что жители куреня в состоянии за свой счет построить церковь и украсить ее всем нужным, а также обеспечивать всем необходимым будущих священно- церковнослужителей, для чего имеется «на первый случай» наличных денег 1475 рублей.
Привожу список жителей Минского куренного селения, давших указанную подписку в присутствии протоиерея Кирилла Россинского и священника Диомида Яблуновского: Баштовой Матвей, Белый Тихон, Белый Федор, Бондаренко Никифор, Бурдун Василий, Вдовенко Тарас, Данко Илья, Данко Лаврентий, Дмитренко Иван (мой прямой предок – В.Г.), Журба Дмитрий, Зуб Иван, Иваницкий Аврам, Кадькало Марк, Коломиец Иван, Костенко Максим, Линец Петр, Малый Михаил, Мищенко Лев, Мошенский Захарий, Пирлик Гавриил, куренной атаман Подгирный Каленик, Подгирный Федор, Прус Петр, Рижко Иван, Светлый Дорофей, Седой Иван, Тараненко Михаил (мой прямой предок – В.Г.), Федоренко Алексей, Шавлач Иван, Швец Иван, писарь ШкУМАт Афанасий, сельский атаман Шмалько Кузьма, Шмалько Гавриил. От лица неграмотных КАЗАКов подписался сельский писарь Афанасий Фомич ШкУМАт (ШкУМАтенко), которому в 1809 г. было всего 20 лет. Однако, несмотря на возраст, был он, судя по всему, не только грамотным, но и обстоятельным КАЗАКом, поскольку ему доверили возглавить партию переселенцев из Шептаковской волости Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, в составе которой осенью 1809 г. пришли на Кубань и мои предки Гагай. В 1833 г. племянник Афанасия, Василий Моисеевич Шкомат, станет дьячком Христорождественской церкви.
Также 22 ноября 1809 г. причт канеловской Воскресенской церкви в составе священника Федора Соболева, стихарного дьячка Трофима Кибалкина и стихарного пономаря Иоанна Николайченко подтвердил, что не возражает против отчисления Минского куреня от канеловского прихода.
Войсковая канцелярия переслала прошение КАЗАКов Минского куреня в Екатеринодарское духовное правление, которое направило соответствующий «репорт» за подписью протоиерея Кирилла Россинского в Екатеринославскую духовную консисторию, поступивший туда 20 июня 1810 г. К рапорту прилагалось т.н. «следствие» с обоснованием необходимости постройки храма в Минском курене, а также именные ведомости о количестве жителей (из которых следует, что «старожилых» КАЗАКов было 126 человек мужского пола и 121 – женского, а количество переселенцев 1809 – 1810 гг. составило 503 КАЗАКа и 421 казачка, а всего жителей Минского куреня обоего пола – 1171 чел., в т.ч.629 мужчин и 542 женщины). Кроме того, прилагалась ведомость о количестве жителей Канеловского куреня, остающихся в приходе Воскресенской церкви (877 мужчин и 711 женщин, а всего – 1588 человек).
Все эти материалы были слушаны в консистории 22 июня 1810 г., которая и определила – направить документы на рассмотрение Святейшего Синода доношением от имени архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического Платона, который написал на указанном решении: «Быть по сему».
Дело было слушано в Синоде 02 октября 1810 г. Итогом рассмотрения прошения стал Указ Святейшего Правительствующего Синода от 13 октября 1810 г. о дозволении построить деревянную церковь во имя Рождества Христова в Минском куренном селении Черноморского казачьего войска.
Строительство деревянного храма на каменном фундаменте началось незамедлительно и продолжалось в течение всего следующего 1811 г. на собранные прихожанами 4000 руб. серебром.
И вот, 29 января 1812 г. в Екатеринославскую духовную консисторию поступил новый рапорт Екатеринодарского духовного правления, согласно которому священник новостроящейся церкви Рождества Христова Трофим Кибалкин и ктитор КАЗАК Максим Костенко сообщают, что строительство храма и его внутренняя отделка уже окончены, приобретены необходимые священные сосуды, книги, ризница и прочая церковная утварь. Поэтому, в связи с приближением Великого поста, в который прихожане должны говеть (а их одного мужского пола уже гораздо больше 1000 человек), в рапорте изложена просьба о выдаче консисторией Святого Антиминса и об освящении построенного храма. При этом отмечается, что Екатеринодарское духовное правление давало поручение благочинному Михаилу Михайловскому проверить достоверность сведений о завершении строительства церкви. Благочинный своим рапортом от 07 января 1812 г. подтвердил, что храм действительно готов к освящению и приложил к рапорту опись имеющегося необходимого для священного служения имущества. Считаю эти сведения важными для истории Христорождественской церкви, поэтому привожу опись имущества целиком:
Иконостас на холсте – 1.
Евангелий под медной оправой – 2.
Чаша, серебряная внутри, а снаружи пестро-вызолоченная – 1.
Дискос серебряный вызолоченный – 1.
Звезда серебряная пестро-вызолоченная – 1.
Лжица серебряная вызолоченная – 1.
Дароносица серебряная – 1.
Гробница серебряная – 1.
Копие стальное – 1.
Блюдце серебряное – 1.
Чаша водосвятия – 1.
Рукомойница медная – 1.
Крест напрестольный – 1.
Кадило серебряное – 1.
Кадило медное – 1.
Дароносный крест окованный – 1.
Сосуды медные посеребряные для благословения хлебов – 1.
Подсвечников больших жестяных – 2.
Подсвечников маленьких жестяных – 4.
Риз парчовых – 3.
Подризников – 3.
Епитрахилей – 3.
Поясов – 3.
Воздушков – 3.
Платков шелковых – 6.
Занавесь гарнитурная – 1.
Укропник – 1.
Аналоев – 3.
Утиральник чистый холстяной – 4.
[Сосуд – В.Г.] серебряный для теплоты – 1.
Месячных Миней – 12.
Триодей – 2.
Требников – 2.
Октоихов – 2.
Псалтырь следованная – 1.
Часослов – 1.
Ирмолог –1.
Книжица молитвенная – 1.
Книгохранительный шкаф – 1.
Стол для водосвятия и панихид – 1.
Полопопов (? – В.Г.) – 2.
Воскресные и праздничные поучения – (не указано – В.Г.)
Крест панихидный – 1.
На основании указанного рапорта Екатеринославская духовная консистория подготовила Доклад высокопреосвященнейшему Иову, архиепископу Екатеринославскому, Херсонскому и Таврическому, на подлинном экземпляре которого архиепископ 12 апреля 1812 г. наложил резолюцию: «Освятить дозволить протоиерею Россинскому». 17 апреля 1812 года консистория издала Указ за № 982 о дозволении освятить храм.
Пасха в 1812 г. выпала на 21 апреля, но освятить вновь построенный храм к Празднику Воскресения Христова не удалось. 09 мая 1812 г. Екатеринодарское духовное правление снова пишет рапорт в консисторию, докладывая, что Святой Антиминс еще не выдан для освящения церкви и прилагает к рапорту 5 рублей за его выдачу. Рапорт поступил в консисторию 25-го и был слушан 27-го мая. Принято решение: направить Антиминс в Екатеринодарское духовное правление с возвращением присланных 5 рублей.
Поэтому можно сделать вывод о том, что освящение Христорождественской церкви произошло не ранее конца мая 1812 г.
Первым настоятелем храма стал священник Трофим Антонович Кибалко (Кибалкин), бывший стихарный дьячок канеловской Воскресенской церкви. Известно о нем немного (в основном, благодаря исповедным ведомостям за 1815 и 1825 гг.) – родился примерно в 1781 году. До поступления в духовное звание, по всей вероятности, был КАЗАКом Канеловского куреня Черноморского войска (об этом свидетельствует наличие казачьей фамилии Кибалко среди канеловчан в первой половине XIX в.). Был женат на Пелагее Степановне (ок. 1788 г.р.), имел двух дочерей – Мариамну (ок. 1806 г.р.) и Епистимию (ок. 1811 г.р.), а также сына Якова (ок. 1821 г.р.). Еще одна дочь, Феврония, умерла во младенчестве (родилась 25 июня, а умерла 18 августа 1816 г., «от стысков в грудях»). Умер Трофим Кибалкин 11 апреля 1822 г., после шестидневной болезни (в государственном архиве Астраханской области (далее – ГААО) хранится дело «О смерти священника Трофима Кибалкина»).
Его сын, Яков Трофимович Кибалкин, тоже будет служить в Христорождественской церкви, на протяжении более 50 лет – со 02 февраля 1841 г. (в качестве дьячка, а затем псаломщика) и до своей смерти 01 марта 1893 г.
В 1815 г. в храме Рождества Христова Минского куреня служили уже два священника (к Трофиму Кибалкину добавился Самуил Иванович Скидан, с 04 октября 1814 г.) и указный пономарь Влас Максимович Кулик.
О роде Скидан следует сказать особо, ведь его представители будут служить в Христорождественской церкви на протяжении многих лет. При переселении на Кубань отец будущего священника, КАЗАК Иван Скидан поселился в Щербиновском курене. В «Переписи старшинам и козакам и их семействам, состоящим в курене Щербиновском на 1801 год» указан состав его семьи:
39. Иван Уласев сын Скидан 70 лет
жена его Екатерина Кирилова дочь 50 лет
дети их Самойло 16 лет
Самсон 10 лет
Евдокия 5 лет
В исповедной ведомости Христорождественской церкви за 1815 г. содержится состав семьи Скидан:
2. Священник Самуил Иванов сын Скидан 32 лет
жена его Васса Иванова дочь 2.. лет
дети их Григорий 4 лет
Мария 2 лет
Самуилов отец Иван Власов сын 80 лет
жена его Екатерина Кирилова дочь 68 лет
дети их Самсон 26 лет
Евдокия 18 лет
Служители их Ефросинья Костенко 17 лет
Яков Бабарика 18 лет
В конце того же 1815 г. (25 декабря) в семье священника Самуила Скидана родится еще одна дочь, Евгения. Это семейство будет еще пополняться и в дальнейшем, родятся дети: Федор (1819 г.р.), Иоанн (1821 г.р.), Мария (1823 г.р.), Ксения (1825 г.р.), Василий (г.р. не известен), Григорий 2-й (1835 г.р.). Кстати, оба Григория Самуиловича изберут для себя казачью службу – старший будет обучаться в Ставропольском уездном училище, а затем станет урядником 2-го пешего полка (по состоянию на 1840 г.), а второй будет числиться КАЗАКом в разряде военнослужащих в 1863 г. (в возрасте 27 лет). А вот Иоанн изберет духовную стезю – будет служить священником в Христорождественской церкви около 30 лет (как минимум, с 1863 г. и до 26 мая 1892 года, когда, по прошению, будет уволен за штат). Согласно определению Святейшего Синода от 29 марта – 07 апреля 1888 года за № 716, за заслуги по духовному ведомству священник церкви ст. Староминской, Куб. обл., Иоанн Скидан награжден наперсным крестом.
Но вернемся в начало века. Умер КАЗАК Щербиновского куреня Иван Власович Скидан 03 января 1816 г. «от натуральной болезни» в Минском курене, где и был похоронен, «на отведенном кладбище», а 10 февраля 1816 г. его дочь Евдокия выйдет замуж за КАЗАКа Минского куреня Якима Балюка.
В формулярном списке 1822 г. священнику Самуилу Скидану дана такая характеристика: «Поведения хорошего, пьянственной страстью не заражен, в должности исправен, не штрафован». Есть еще интересный момент в этот формулярном списке: указный пономарь церкви Рождества Христова Алексей Диброва (20-ти лет) числится «в бегах». Видимо, не приглянулся ему Минский курень… В фондах государственного архива Краснодарского края (далее – ГАКК) отложилось дело за 1820 г. «Рапорты Екатеринодарского духовного правления о недостойном поведении и самовольной отлучке от прихода пономаря церкви Рождества Христова селения Минского Алексея Дибровы и пономаря Вознесенской церкви селения Мышастовского Фомы Дибровы».
Первое упоминание о наличии дьякона в составе клира церкви Рождества Христова относится к 1820 г. В ГАКК хранится дело «Доношение Екатеринодарского духовного правления архиепископу Иову, рапорты, прошения и переписка о рукоположении диакона церкви Рождества Христова селения Менского Григория Соколова в священники к Богоявленской церкви селения Поповичевского».
Еще два архивных дела, датируемых 1820 годом, хранятся в ГААО: «Рапорт Екатеринодарского духовного правления о разрешении в Рождество-Богородичной церкви Минского селения сделать новый иконостас и употребить на то из церковной суммы 1562 руб. 60 коп.» и «О дозволении в селении Минском в Рождественской церкви соорудить резной иконостас».
Минский курень стал называться Староминским с 1821 г., в связи с образованием Новоминского куреня, чье появление, в свою очередь, связано со вторым пополнением Черноморского войска в 1821–1822 гг. переселенцами из малороссийских Полтавской и Черниговской губерний. Название «Староминский курень» прижилось не сразу, и даже в официальных бУМАгах селение еще долго (вплоть до середины 30-х гг.) иногда именовалось «Минским».
Согласно исповедной ведомости за 1825 г., в этот период причт прихода состоял из священников Самуила Скидана и Григория Петрова, дьякона Василия Мефодьева и исполняющего дьячковскую должность КАЗАКа Самсона Скидана (родного брата священника). С мая 1825 г. Самсон Иванович Скидан станет указным пономарем Христорождественской церкви, а в январе 1827 г. подаст прошение о рукоположении его в дьякона к Незамаевской Ильинской церкви. Было ли это прошение удовлетворено, пока не известно, но в октябре 1827 г. Екатеринодарское духовное правление направило в Астраханскую консисторию донесение о рукоположении дьячка Самсона Скидана в священники.
Благодаря исследователю Елене Ивановне Сабур удалось ознакомиться с очень интересным документом – «Формулярной ведомостью за 1826 г. Черноморской округи о священно- и церковнослужителях, их женах и детях мужеска и женска пола селения Минского Рождества Христова церкви». Вполне вероятно, что с данным документом, до его обнаружения Еленой Ивановной, вообще никто не работал. Во всяком случае, лист использования этого архивного дела девственно чист.
Итак, согласно данной Формулярной ведомости, в 1826 г. в Христорождественской церкви был следующий состав клириков и их домашних:
1. Благочинный, священник Григорий Петров (32 лет), жена его Дарья Алексеева дочь (23), дети их Петр (3), Меланья (5) и Мария (1). К сожалению, архивное дело очень неудачно сшито, многие биографические сведения о благочинном ушли в переплет и их не удается прочитать. Тем не менее, стало известно, что Григорий Петров – сын умершего священника Астраханской епархии. Обучался в Астраханской и Екатеринославской семинариях (от низших классов до философии). В октябре 1817 г., по увольнении из Екатеринославской семинарии, определен к Николаевской церкви. Назначен священником Христорождественской церкви Староминского куреня в сентябре 1823 или 1824 г., а с 14 июля, вероятно, 1826 года, стал благочинным священником третьей части благочиния, в которую, кроме нашего куреня, входили также приходы следующих селений: Канеловского, Шкуринского, Кущевского Кисляковского, Екатериновского, Незамаевского, Калниболотского, УМАнского, Щербиновского, Деревянковского и Переяславского.
Небольшая справка: с января 1794 года Черноморское войско было приписано к Феодосийскому викариатству Екатеринославской епархии. В 1799 году, после закрытия викариатства, Черноморское войско перешло в Епархию Новороссийскую и Днепропетровскую, которую в 1803 году переименовали в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую. В июле 1820 года Черноморское войско перевели в Астраханскую епархию, а в 1829 году – в Новочеркасскую.
Епархия делилась на благочиния (в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга), во главе которых стоял благочинный священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии.
2. Священник Самуил Иванович Скидан (43 лет), жена его Васса Ивановна (35), дети их Григорий (15), Федор (7), Иоанн (6), Евгения (11), Мария (3), Ксения (1). Из характеристики священника С.И. Скидана: в семинарии не обучался, в чтении и пении (простом и нотном) искусен, в свободное от служения и отправления треб время занимается чтением священных книг и хозяйственными делами, поведения хорошего, пьянственной страстью не заражен, в должности исправен, не штрафован. 08 июня 1806 г. покойным преосвященным Платоном, бывшим архиепископом Екатеринославской, Херсонской и Таврической епархии, по принятии духовного звания посвящен в стихарь дьячком Николаевской церкви селения Каневского, а 03 октября 1814 г. архиепископом Иовом произведен в дьяконы, а на следующий день, 04 октября, Самуил Скидан назначен в священники церкви Рождества Христова Минского куреня.
3. Дьякон Василий Мефодьев (27 лет), жена его Александра Григорьевна (27), сын их Георгий (1). В. Мефодьев был из духовного сословия – сын Мефодия Маркова сына, умершего дьячка Николаевской церкви села Светлояровского Черноярского уезда Астраханской губернии. В декабре 1818 года архиепископом Астраханским и Кавказским Гаием определен дьячком к Христорождественской церкви станицы Наурской Моздокского уезда; 22 октября 1819 г. посвящен в стихарь к астраханской Введенской церкви, а 15 апреля 1823 г. архиепископом Авраамом рукоположен в дьяконы Христорождественской церкви Староминского куреня Черноморской округи. Вместо характеристики на В. Мефодьева сделана запись: «Находится в отлучке в Астрахани по пашпорту уездного правления». А затем сделана приписка: «Сей дьякон произведен во священника в Черноярский уезд».
4. Стихарный дьячок Иван Иванович УМАнцов (26 лет), жена его Марина Игнатовна (22), дочь их Анастасия (1). И.И. УМАнцов происходил из духовного звания – сын священника Иоанна УМАнцова (бывшего ранее в светском звании). Обучался в Екатеринославской семинарии (до поэзии). В феврале 1812 г. (здесь, возможно ошибка, и на самом деле должен быть указан 1822 г. – В.Г.) по увольнении из Екатеринославской семинарии из класса поэзии архиепископом Иовом посвящен в стихарь дьячком к УМАнской Трехсвятительской церкви, а в марте 1826 г. по Указу Астраханской духовной консистории перемещен в Староминский курень к церкви Рождества Христова. Благочинный, священник Григорий Петров дал такую характеристику И.И. УМАнцову: в чтении и пении простом знающ, нотного же не знает; в свободное от служения и отправления треб время занимается развлечением и пьянством. Остальную часть характеристики прочесть не удается, опять же из-за переплета дела (но можно понять, что И.И. УМАнцов штрафовался наложением епитимьи из-за «пьянственной страсти»).
5. Указный пономарь Самсон Иванович Скидан (37 лет), жена его Евфимия Григорьевна (25), дети их Васса (5), Екатерина (3), Алексей (1). С 06 мая 1825 г. Самсон Скидан по резолюции архиепископа Мефодия определен при указе пономарем к Христорождественской церкви селения Минского. В чтении и пении простом и нотном знающ, в семинарии не обучался; в свободное от служения и отправления треб время занимается чтением книг и разными хозяйственными делами.
6. Вакантное место причетника числилось за находящимся в Астрахани учеником Стефаном Минервиным.
7. Семья умершего священника Трофима Кибалкина: его вдова Пелагея Стефановна (37 лет), их дети Епистимия (11), Яков (6).
Помимо биографических сведений о причте Христорождественской церкви Формулярная ведомость 1826 г. содержит ценную информацию и о самом храме. Прежде всего, подтверждается тот факт, что деревянная церковь Рождества Христова селения Минского была устроена при отделении от канеловской Воскресенской церкви «принадлежащих дворов и вновь населившихся из малороссийских губерний переселенцев, в 1810 г. дозволено сию церковь строить и в том же году она и заложена». В церкви в наличии следующее имущество: потир серебряный и вызолоченый со всем прибором – 1, гробниц – 2, дароносица – 1, риз – 7, подризников – 6, диаконских стихарей – 2, книг церковных – полный круг. В приходе состоит душ мужского пола – 1166, женского – 1126 (примерно 291,5 дворов, полагая по 4 души мужского пола на двор). Раскольников в приходе нет. Среди прихожан – один обер-офицер и рядовые КАЗАКи. Пашенной и сенокосной земли церкви не отводилось, а для нужд прихода использовалась войсковая земля, совместно с прихожанами. Руга же не производится никакая.
В 1827 г. благочинным священником Григорием Петровым был подан рапорт о разрешении покрыть и окрасить кровлю Христорождественской церкви за счет церковных средств.
В ГААО имеется дело, датированное мартом 1827 г., содержащее прошение пономаря Белого о разрешении явиться в город Астрахань для рукоположения в дьякона к Минской Христорождественской церкви. Состоялось ли данное назначение, пока выяснить не удалось.
На 1834 г. в церкви служили священники Самуил Скидан и Федор Иларионов, дьякон Иван Ефимович Байздрянков и дьячок Василий Моисеевич Шкомат. В 1836 г. к ним добавился пономарь Григорий Миронович Торба, но священник Федор Иларионов уже не фигурирует в списке причта. Пономарь Г.М. Торба был, вероятно, родом из КАЗАКов Канеловского куреня. Во всяком случае, в именном списке канеловчан за 1813 год среди старожилых престарелых КАЗАКов указан Мирон Торба, которому было на тот момент 60 лет.
В 1835 г. к Христорождественской церкви пристроили колокольню, на сооружение которой ушло 922 руб. серебром.
Вторым священником церкви в 1838 г. стал Иван Ефимович Байздрянков, служивший ранее здесь же дьяконом, на место дьякона заступил Иван Кононович Романченко.
В связи с принятием в 1842 г. «Положения о Черноморском казачьем войске» куренные селения были переименованы в станицы, по примеру области Войска Донского и других казачьих войск. Староминский курень стал называться станицей Староминской.
В 1844 г. в церкви случился инцидент, отраженный в архивном деле «О не оказавшихся при проверке суммы церковной, станицы Староминской, 184 руб. ассигнациями».
Из клировой ведомости за 1845 г. можно узнать следующие сведения о Христорождественской церкви на тот момент:
– построена в 1810 г. тщанием прихожан и доброхотных дателей;
– зданием деревянная с такой же колокольней, об одной главе, крепкая;
– престол один, во имя Рождества Христова;
– утварью посредственная;
– причта положено по штату с 1811 г.: священников – 2, дьякон – 1, дьячков – 2, пономарей – 2:
– земли усадебной пахотной и сенокосной при церкви не имеется, а пользуются священно- церковнослужители войсковой;
– дома у священно- церковнослужителей собственные, деревянные;
– на содержание священно- церковнослужителей жалованье не получается ниоткуда, а таковое имеют от своего прихода, посредственное;
– зданий, принадлежащих церкви, нет;
– приписных и домовых церквей в приходе нет;
– опись церковному имуществу сделана в 1839 г.;
– копии метрических книг хранятся с 1811 г., а исповедные ведомости – с 1812 г.
– книга брачных обысков выдана Екатеринодарским духовным правлением 31 октября 1842 г.
Приход разделен на священников и занимаются они поседмично служением и исправление христианских треб. Для каждого священника определено по 207 дворов, 828 человек мужского пола, 880 – женского, а всего в приходе 414 дворов, 1656 мужчин и 1760 женщин. Хуторов в приходе нет, как и раскольников.
Состав причта на 1845 год был следующим:
1. Священник Самуил Иванович Скидан (61 год), жена его Васса Ивановна (51), дети их Григорий (11), Ксения (20), Евдокия (17). Подробные сведения о его служении были указаны выше. Можно лишь добавить, что с 27.08.1836 по 1845 он состоял депутатом, определенным Новочеркасской духовной консисторией, а 22 мая 1845 г. награжден Святейшим Синодом набедренником, за беспорочную, полезную и ревностную службу.
2. Священник Иван Ефимович Байздрянков (40 лет), сын священника. В семинарии не обучался, 08 мая 1823 г. определен указным пономарем к Троицкой церкви слободы Крымской Мешковой Войска Донского, 28 марта 1830 г. рукоположен в дьякона к Христорождественской церкви Староминского куреня, а с 21 февраля 1837 г. стал здесь же священником.
В семействе у него жена Ирина Филипповна (39), дети Иван (17), Платон (10), Георгий (6), Меланья (8).
3. Дьякон Иван Кононович Романченко (30 лет), пономарский сын. Обучался в Ставропольском духовном уездном училище на низшем отделении, а после его окончания в 1836 г. определен к Вознесенской церкви Новоминского куреня указным пономарем. С 24 декабря 1837 г. назначен дьяконом к Христорождественской церкви Староминского куреня.
В семействе у него жена Мария Федоровна (26), дети Евдокия (8), Марфа (6), Максим (2).
4. Дьячок Василий Моисеевич Шкомат (30), казачий сын. В семинарии не обучался, 20 февраля 1833 г. определен к Христорождественской церкви Староминского куреня указным дьячком, а 24 декабря 1836 г. посвящен в стихарь.
В семействе у него дочь Мария (3 лет).
5. Дьячок Яков Трофимович Кибалкин (25), сын священника. Обучался в Новочеркасском духовном уездном училище, в высшем отделении. После его окончания, 02 февраля 1841 г. посвящен в стихарь к Христорождественской церкви Староминского куреня.
В семействе у него жена Матрона Андреевна (23), дочь Епистимия (2).
6. Пономарь Григорий Миронович Торба (39), казачий сын. В семинарии не обучался. 31 января 1835 г. определен к Христорождественской церкви Староминского куреня указным пономарем, а 28 марта 1837 г. посвящен в стихарь.
В семействе у него жена Ефимия Ивановна (35), дети Пелагея (8), Евдокия (5), Федор (2).
7. Пономарь Алексей Самсонович Скидан (21), сын священника. Обучался в Новочеркасском духовном приходском училище на низшем отделении, а после его окончания в 1836 г. определен к Христорождественской церкви Староминского куреня указным пономарем.
В семействе у него жена Елена Андреевна (18).
Также среди заштатных и сиротствующих указана вдова священника Трофима Кибалкина, Пелагея Стефановна (55 лет) с дочерью Епистимией (35), живущие в своем собственном доме.
В 1850 г. состав клира был такой: священник Самуил Иванович Скидан, дьякон Иван Кононович Романченко, дьячки Василий Моисеевич Шкомат и Яков Трофимович Кибалкин. К 1855 г. к ним добавились второй священник Николай Иванович Долгополов и два пономаря – Лука Васильевич Долгополов и Петр Николаев.
Информацию о составе причта Христорождественской церкви станицы Староминской в начале 60-х гг. XIX в. дают посемейные списки священно- и церковнослужителей, составленные 08 июня 1863 г. (списков было два – для принадлежащих и не принадлежащих к войсковому сословию).
В первом списке (клириков казачьего происхождения) указаны:
1. Священник Иоанн Самойлов Скидан – 43 лет, его жена Ульяна (40 лет), их дети Ирадион (5), Николай (1), Мария (15), Анастасия (14), Александра (10), Анна (8), мать Иоанна, вдова священника Васса Скиданова (70), воспитанницы Иоанна сироты Елена Шкоматова (10) и сестра ее Матрона (8).
2. Диакон Василий Самсонов Скидан (32), его жена Ольга (25), сыновья Владимир (5) и Василий (2).
3. Дьячок Яков Трофимов Кибалко (46), его жена Матрона (41), их дети Иосиф (1), Мария (15), Евдокия (8), Анастасия (5).
4. Вдова дьяконица Мария Романченкова (51), дочери ее Мария (13), Евпраксия (9), Александра (5).
Этот список дает понимание, что в период с 1855 по 1863 годы умерли священник Самуил Иванович Скидан, дьякон Иван Кононович Романченко и дьячок Василий Моисеевич Шкомат.
Во втором списке (духовенство не войскового сословия) указаны:
1. Священник Яков Андреевич Коноплев (62 лет), вдов. Его дочь девица Акилина (20).
2. Пономарь Тимофей Иванович Смирнов (26 лет), его жена Параскева (20), их дети Наталья (2) и Иван (1).
Последующие изменения состава клира можно проследить по газетным публикациям в епархиальных изданиях, а также по сохранившимся с 1864 г. метрическим книгам Христорождественской церкви, находившимся до 2021 г. в Староминском районном архиве, а затем переданных в ГАКК. Конечно, более точные сведения содержатся в клировых ведомостях, хранящихся в настоящее время в государственном архиве Ставропольского края (ГАСК). По Христорождественской церкви они сохранились за период с 1843 по 1917 гг. (с некоторыми исключениями). Но ознакомиться с большинством из них пока нет возможности…
В 1864 г. место второго священника занял Иоанн Николайченко (вместо Я.А. Коноплева), а также добавился дьячок Иван Перевозовский.
В 1866 г. место дьякона занял Никита Беляков, а в 1867 г. вторым священником (вместо И. Николайченко) стал Даниил Залесский. В 1869 г. дьячка Ивана Перевозовского сменил псаломщик Павел Воросколевский, а также состоялась очередная смена второго священника – им стал Алексей Яковлевич Лавров. Но и он надолго не задержался в приходе, покинув Староминскую в 1871 г. Причина этого кроется, вероятно, в следующем: в ГАСК хранится дело 1871 г. на 22 листах «О пьянстве, буйстве и драке священника ст. Староминской Алексея Лаврова». Вместо Лаврова вторым священником в 1871 г. стал Григорий Васильевич Беляев, который умер от тифа, 20 июля 1873 г., на 41 году жизни. Также в 1871 г. дьякона Никиту Белякова сменил дьякон Алексей Виноградов. На смену умершему Г.В. Беляеву в 1873 г. пришел священник Николай Ляпидевский, который служил в Христорождественской церкви до своего перемещения 10 июня 1877 г. в станицу Новоджерелиевскую. В отношении Н. Ляпидевского в ГАСК есть архивное дело, из названия которого, к сожалению, трудно понять суть вопроса: «О непризнанной действительным распоряжение епархиального начальства священником ст. Староминской Николаем Ляпидевским».
05 августа 1875 г. в должности церковного старосты утвержден КАЗАК Яков Баштовой – к церкви станицы Староминской (на 2-е трехлетие), а 30 июля 1878 г. он утвержден в той же должности на 3-е трехлетие.
Осенью 1875 г. в Староминской случилось происшествие, описанное в газете «Кавказские епархиальные ведомости»:
«Покушение ограбить церковь
Благочинный 7-го округа Кубанской области, священник Михаил Миртов, от 19-го октября, за № 267, донес, Его Преосвященству, что в ночь на 13-е октября неизвестными злодеями было сделано покушение проникнуть в церковь станицы Староминской, для чего, злодеи, оторвав одну дверку растворчатого алтарного окна и выбив стекла, погнули три железных продольных прута; более сего злодеи не успели ничего сделать, оставив на месте преступления дрючок, который обыкновенно употребляется при увязывании возов сена».
29 января 1876 г. причетники станицы УМАнской Исаакий Третьяков и ст. Староминской Павел Воросколевский перемещены один на место другого. Исаакий Третьяков будет служить псаломщиком в Христорождественской церкви до своей смерти 28 июля 1884 г., на 67 году жизни.
22 июля 1876 г. причетник ст. Староминской Тимофей Смирнов перемещен на вакансию псаломщика к пятигорскому Спасскому собору.
29 июня 1877 г. в Христорождественской церкви станицы Староминской разрешено исправить церковную ограду и перемостить полы на общественную сумму.
15 сентября 1877 г. помощник настоятеля церкви станицы Новонижестеблиевской Алексей Петрович Колачов перемещен на вакансию помощника настоятеля церкви станицы Староминской, где и будет служить в течение 15 лет, до 1892 г. 18 октября 1878 г. священнику станицы Староминской Алексею Колачову разрешено носить черную скуфью при отправлении богослужения на открытом воздухе, а 16 апреля 1879 г. он, согласно представлению директора народных училищ Кубанской области, будет утвержден в должности законоучителя станичного училища. По определению Святейшего Синода от 10–17 марта 1887 г. за № 431 Алексей Петрович Колачов удостоен награждения камилавкой.
В 1881 г. в должности церковного старосты Христорождественской церкви на 1-е трехлетие утвержден КАЗАК Давид Сушко, в 1884 г. его полномочия были продлены на 2-е трехлетие.
К началу 70-х гг. XIX в. Христорождественский храм уже с трудом мог удовлетворить потребности растущего населения станицы, поэтому обществом было принято решение о строительстве еще одной церкви. Дело это шло не быстро – от разрешения построить новую церковь до ее освящения прошло долгих 12 лет. Свидетельством этому может служить архивное дело «О дозволении построить новую деревянную церковь в ст. Староминской Ейского округа. Главная опись этой церкви, уже построенной», датированное 1872 – 1885 гг.
09 апреля 1884 г. церковному причту и старосте станицы Староминской разрешено употребить 800 рублей, пожертвованные на украшение строящегося храма, на приобретение утвари для вновь отстроенной церкви с тем, чтобы выбор святых вещей был произведен под руководством местного благочинного.
25 октября 1884 г. разрешено местному благочинному освятить вновь устроенную в станице Староминской церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Св. Николая Чудотворца.
Освящение новой церкви состоялось 12 ноября 1884 г.
Таким образом, наступил новый этап церковной жизни станицы Староминской, о котором рассказ впереди.
А пока хотелось бы выразить особую благодарность за предоставленный архивный материал и консультации людям, без чьей помощи данная работа не состоялась бы, а именно: Елене Ивановне Сабур, Татьяне Сергеевне Верещага, Татьяне Юрьевне Бабичевой, Ольге Ивановне Щикальцовой, Юлии Валентиновне Кубенко, Елене Николаевне Орленко, Татьяне Юрьевне Диаровой, а также соратникам по группе «Родословие Староминской».
Гагай Виталий Алексеевич
01 мая 2024 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Архивные материалы, имеющие отношение к Христорождественской церкви ст. Староминской (1809 – 1885 гг.)
1.1. Метрические книги
1. Метрическая книга Христорождественской церкви Минского куреня за 1816 г. // ГАСК, ф. 459, оп. 2, д. 61, л. 669.
2. Метрическая книга Христорождественской церкви Староминского куреня за 1834 г. // ГАКК, ф. 802, оп. 2, д. 57, л. 1.
3. Метрическая книга Христорождественской церкви Староминского куреня за 1836 г. // ГАРО, ф. 226, оп. 12, д. 660, л. 2171а.
4. Метрическая книга Христорождественской церкви Староминского куреня за 1838 г. // ГАРО, ф. 226, оп. 14, д. 511, л. 177.
5. Метрическая книга Христорождественской церкви ст. Староминской за 1850 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 8, д. 778, л. 670.
6. Метрическая книга Христорождественской церкви ст. Староминской за 1855 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 69, д. 2377, л. 353.
7. Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1864 – 1867 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 41.
8. Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1868 – 1869 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 42.
9. Метрическая книга Христорождественской церкви ст. Староминской за 1870 г. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 43.
10.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1871 – 1872 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 44.
11.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1873 – 1874 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 45.
12.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1875 – 1876 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 46.
13.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1877 – 1878 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 47.
14.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1879 – 1880 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 48.
15.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1881 – 1882 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 49.
16. Метрическая книга Христорождественской церкви ст. Староминской за 1883 г. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 50.
17.Метрические книги Христорождественской церкви ст. Староминской за 1884 – 1885 гг. // ГАКК, ф. 801 о.а.ф., оп. 22, д. 51.
1.2. Исповедные ведомости
1. Исповедная ведомость Христорождественской церкви Минского куреня за 1815 г. // ГАКК, ф. 690, оп. 1, д. 71, л. 922.
2. Исповедная ведомость Христорождественской церкви Староминского куреня за 1825 г. // ГАКК, ф. 690, оп. 1, д. 171, л. 503.
3. Исповедная ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1850 г. // ГАКК, ф. 690, оп. 1, д. 182, л. 443.
1.3. Клировые ведомости
1. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1843 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 1, д. 340.
2. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1845 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 3, д. 1025.
3. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1847 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 5, д. 335.
4. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1849 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 7, д. 449.
5. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1851 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 9, д. 937.
6. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1852 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 10, д. 774.
7. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1858 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 16, д. 1029.
8. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1859 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 17, д. 1081.
9. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1860 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 18, д. 438.
10. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1862 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 20, д. 672.
11. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1863 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 21, д. 519п.
12. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1864 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 22, д. 620.
13. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1865 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 23, д. 659.
14. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1866 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 24, д. 625.
15. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1867 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 25, д. 685.
16. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1868 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 26, д. 797.
17. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1869 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 27, д. 785.
18. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1870 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 28, д. 555.
19. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1872 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 30, д. 905.
20. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1873 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 31, д. 611.
21. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1874 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 32, д. 649.
22. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1875 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 33, д. 512.
23. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1876 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 34, д. 868.
24. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1878 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 36, д. 671.
25. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1879 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 37, д. 288.
26. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1881 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 39, д. 244.
27. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1882 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 40, д. 679.
28. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1883 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 41, д. 653.
29. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1884 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 42, д. 195.
30. Клировая ведомость Христорождественской церкви ст. Староминской за 1885 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 43, д. 297.
1.4. Иные архивные материалы
1. Указ Правительствующего Синода, рапорты и переписка о постройке в селении Минском Черноморского казачьего войска церкви во имя Рождества Христова, списки жителей селения Минского (1809 – 1812 гг.) // ГАКК, ф. 690, оп. 1, д. 23.
2. Рапорты Екатеринодарского духовного правления о недостойном поведении и самовольной отлучке от прихода пономаря церкви Рождества Христова селения Минского Алексея Дибровы и пономаря Вознесенской церкви селения Мышастовского Фомы Дибровы, 1820 г. // ГАКК, ф.690, оп. 1, д.153.
3. Доношение Екатеринодарского духовного правления архиепископу Иову, рапорты, прошения и переписка о рукоположении диакона церкви Рождества Христова селения Менского Григория Соколова в священники к Богоявленской церкви селения Поповичевского, 1820 г. // ГАКК, ф. 250, оп. 1, д. 140.
4. Рапорт Екатеринодарского духовного правления о разрешении в Рождество-Богородичной церкви Минского селения сделать новый иконостас и употребить на то из церковной суммы 1562 руб. 60 коп., 1820 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 6449.
5. О дозволении в селении Минском в Рождественской церкви соорудить резной иконостас, 1820 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 3440.
6. О смерти священника Трофима Кибалкина, 1822 г. // ГААО, ф 599, оп. 2, д. 3737.
7. Формулярные ведомости черноморского округа о служителях культа, их женах и детях мужеска и женска пола селения Минского Рождества Христова церкви, 1826 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 5004.
8. Прошение пономаря Самсона Скидана о рукоположении его к Незамаевской Ильинской церкви в дьякона, 1827 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 5172.
9. Доношение Екатеринодарского духовного правления о рукоположении дьячка Самсона Скидана в священники, 1827 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 5320.
10. Прошение пономаря Белого о разрешении явиться в город Астрахань для рукоположения в дьякона к Минской Христорождественской церкви, 1827 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 5293.
11. Рапорт благочинного священника Григория Петрова с приложением священноцерковнослужителей и старосты Рождественской церкви о разрешении им покрыть и окрасить кровлю на церковную сумму, 1827 г. // ГААО, ф. 599, оп. 2, д. 5472.
12. О не оказавшихся при проверке суммы церковной, станицы Староминской, 184 руб. ассигнациями, 1844 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 2, д. 547.
13. Посемейный список штаб и обер-офицерам, нижним чинам и лицам духовного звания Староминской станицы Ейского военного округа Кубанского казачьего войска, 1863 г. // ГАКК, ф. 252, оп. 2, д. 1365.
14. О пьянстве, буйстве и драке священника ст. Староминской Алексея Лаврова, 1871 г. // ГАСК, ф. 135, оп. 29, д. 581.
15. О дозволении построить новую деревянную церковь в ст. Староминской Ейского округа. Главная опись этой церкви, уже построенной, 1872 – 1885 гг. // ГАСК, ф. 135, оп. 30, д. 1006.
16. О непризнанной действительным распоряжение епархиального начальства священником ст. Староминской Николаем Ляпидевским, 1876-1884 гг. // ГАСК, ф.135, оп. 34, д. 584.
2. Состав причта Христорожественской церкви (1812 – 1885 гг.)
2.1. Священники
Трофим Антонович Кибалкин (1812 – 1822). Умер 11.04.1822.
Самуил Иванович Скидан (04.10.1814 – 1858).
Григорий Петров (1823(1824?) – 1827).
Федор Иларионов (1834).
Иван Ефимович Байздрянков (21.02.1837–1845).
Николай Иванович Долгополов (1850 – 1858).
Иван Самуилович Скидан (1863 – 26.05.1892).
Яков Андреевич Коноплев (1863).
Иван Николайченко (1864 – 1866).
Даниил Залесский (1867 – 1868).
Алексей Яковлевич Лавров (1869 – 1871).
Григорий Васильевич Беляев (1871 – 1873). Умер 20.07.1873.
Николай Ляпидевский (1873 – 10.06.1877).
Алексей Петрович Колачов (15.09.1877 – 1892).
2.2. Дьяконы
Григорий Соколов (1820).
Василий Мефодьев (15.04.1823 – 1826).
Иван Ефимович Байздрянков (28.03.1830 – 21.02.1837).
Иван Кононович Романченко (24.12.1837 – 1858).
Василий Самсонович Скидан (1863 – 1865).
Никита Беляков (1866 – 1870).
Алексей Виноградов (1871 – 1872).
Феофан Часовников (13.10.1885 – 11.01.1888). Умер 11.01.1888.
2.3. Псаломщики, пономари, дьячки
Влас Максимович Кулик (1815 г.) (указный пономарь).
Алексей Диброва (указный пономарь, в 1820 – 1822 гг. в бегах).
Самсон Иванович Скидан (1825 – и.д. пономаря, КАЗАК. С 1826 – указный пономарь).
Иван Иванович УМАнцов (с марта 1826) (стихарный дьячок).
Василий Моисеевич Шкомат (20.02.1833 – 1858) (дьячок).
Григорий Миронович Торба (31.01.1835 – 1845) (пономарь).
Яков Трофимович Кибалкин (02.02.1841 – 1893) (дьячок, с 1875 г. псаломщик). Умер 01.03.1893.
Алексей Самсонович Скидан (1845) (пономарь).
Лука Васильевич Долгополов (1851 – 1858) (пономарь).
Петр Николаев (1855) (пономарь).
Тимофей Иванович Смирнов (1863 – 22.07.1876) (пономарь, с 1869 дьячок, с 1870 псаломщик).
Иван Перевозовский (1864 – 1868) (дьячок).
Павел Воросколевский (1868 – 29.01.1876) (псаломщик).
Исаакий Третьяков (29.01.1876 – 28.07.1884). Умер 28.07.1884.
Феофан Часовников (03.08.1884 – 13.10.1885). Умер 11.01.1888.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев