Царство мертвых от мира живых, по поверьям славян, отделяла Смородина — аналог древнеегипетской реки Стикс. Ее название, скорее всего, произошло от слова «смород», что означало «сильный, неприятный, удушливый запах». Саму реку в мифах чаще всего описывали как огненную или зловонную, наполненную серой, ее берега были усыпаны костями. При этом в некоторых историях Смородину считали притоком Волги.
Тут протекала-пробегала да мать быстра река, По названию-ту реченька Смородина, Она устиём-то впала да в Волгу-матушку, Ах как Волга-то пала да во синё морё, Во синё-то морё да во Каспийскоё.
Былина «Соловей Будимирович»
В фольклоре река Смородина часто представала в образе молодой девушки, которая беседовала с путниками:
Со броду кониного Я беру по добру коню, С перевозу частого — По седелечку черкесскому, Со мосточку калинова — По удалому молодцу.
Баллада «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине»
Часть путников Смородина топила за их пороки — хвастовство, высокомерие, а других — пускала на соседний берег за «слова ласковые». Однако богатырям за переправу приходилось сражаться с чудовищами.
По преданиям, через реку был перекинут Калинов мост. Его название произошло от глагола «калить» — разогревать. Мост славяне тоже описывали как огненный, раскаленный докрасна.
Именно рядом с Калиновым мостом и рекой Смородиной жили, по легендам, сказочные персонажи — Баба-яга и Змей Горыныч. Здесь же богатыри сражались с Соловьем-разбойником, чудом-юдом и другими злодеями. Одна из таких битв описывается в сказке «Иван Быкович» из собрания Александра Афанасьева: «Пока чудо-юдо протирал свои глазища, богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мы сегодня рано встали. Нам сегодня не до сна! Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла весна! Гайда Лагздынь. Март
Весна вдохновляла многих талантливых людей. Поэты воспевали ее красоту словами, художники пытались запечатлеть буйство ее красок с помощью кисти, а передать ее нежное звучание не раз пробовали музыканты. Вспоминаем русских композиторов, посвятивших свои произведения весне.
Одна из самых известных загадок о человеке, знакомая многим народам, звучит так: «Утром — на четырех ногах, в полдень — на двух, вечером — на трех». Это три возраста: младенчество, молодость, старость. На Руси она встречалась в разных вариантах. Другая загадка описывала пребывание в утробе и первый год жизни:
Сорок недель сидел я в темнице, Шесть недель — в больнице, Двадцать недель меня вязали, Да год на виселице держали.
Дом, печь и щели в окнах: загадки о жилище и его убранстве
Сегодня старинные загадки рассказывают об устройстве русской избы, в которой все было продумано до мелочей. Существовали загадки практически про каждый бытовой предмет и мельчайшие подробности домашней обстановки — печку, печную трубу, скрип двери и даже щели в окнах.
Зимой все жрет, А летом спит, Тело тепло, А крови нет; Сесть на него сядешь, А с места тебя не свезет. (Печь) Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог)
В загадках часто использовались образы, связанные с небесными светилами: солнце на восходе и закате, месяц и звезды. Собиратель фольклора Александр Афанасьев писал: «…смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме». Исследователи предполагают, что загадки о светилах и явлениях природы — самые древние, в них обнаруживаются атрибуты охотничьего и пастушьего быта.
Сегодня загадки ассоциируются прежде всего с детским фольклором, но так было не всегда. Возникли они еще в те времена, когда древний человек постигал мир. Читайте, как люди описывали небесные светила и природные явления, части тел и предметы быта, животных и сельскохозяйственные культуры.
Царство мертвых от мира живых, по поверьям славян, отделяла Смородина — аналог древнеегипетской реки Стикс. Ее название, скорее всего, произошло от слова «смород», что означало «сильный, неприятный, удушливый запах». Саму реку в мифах чаще всего описывали как огненную или зловонную, наполненную серой, ее берега были усыпаны костями. При этом в некоторых историях Смородину считали притоком Волги.
Еще одна волшебная страна из славянского фольклора известна под названием тридевятого царства, тридесятого государства, или просто золотого царства. Владимир Пропп писал: «Золото фигурирует так часто, так ярко, в таких разнообразных формах, что можно с полным правом назвать это тридесятое царство золотым царством».
Нет комментариев