10 советов как выбрать сиделку
Найти сиделку или специалиста по уходу в России крайне сложно: либо через личные контакты, либо через патронажную службу. При этом ни способов поиска не дает гарантий, что у сиделки будет подходящий опыт работы и она знает, как ухаживать за пациентами. Мы составили советы, которые помогут вам выбрать сиделку и не разочароваться с выбором.
1. Определите, зачем вам нужна сиделка
Перед тем, как выбирать сиделку, необходимо решить, почему вы хотите ее нанять. Вашему родственнику нужна сиделка, потому что он находится в крайне тяжелом состоянии и ему нужен постоянный уход? Ему трудно самостоятельно вставать с кровати, сложно приготовить себе еду? Ему хочется жить одному, но он теряет самостоятельность? Или ему одиноко, и он нуждается в общении, когда вы или другие близкие на работе?
Причина поиска связана со временем, которое специалист по уходу будет проводить с вашим родственником. Возможно, нужен специалист, который будет приходить утром и вечером на пару часов, чтобы проводить гигиенические процедуры и готовить еду. А может быть сиделка будет приходить только тогда, когда вас нет дома. Время работы сиделки зависит от состояния человека, которому нужна помощь, и от пожеланий семьи.
Некоторые сиделки ищут работу с круглосуточной занятостью, при которой можно ухаживать за пациентом, оставаясь жить в его доме.
Если вашему близкому необходим круглосуточный уход, заранее позаботьтесь о том, чтобы у специалиста по уходу было личное пространство, а также, обязательно, выходные дни.
Если у человека деменция, и семье нужна постоянная помощь специалиста по уходу, можно нанимать несколько сиделок, которые будут сменять друг друга и не оставаться ночевать в доме. Нескольким специалистам будет легче найти контакт с пациентом и не выгореть на работе с одним тяжелым пациентом, которому сложно контролировать свои поступки.
Если же круглосуточный уход крайне необходим вашему близкому, заранее позаботьтесь о том, чтобы у специалиста по уходу было личное пространство, а также, обязательно, выходные дни.
Центр "Аристократ" поможет подобрать сиделку даже самому требовательному человеку! Мы делаем это бесплатно!
Звоните или пишите 24/7, без выходных и праздников!
Тел: +7 (950) 662-60-90
2. Подготовьте вашего близкого и сиделку к встрече с друг другом
Прежде, чем приступать к поиску сиделки, постарайтесь обсудить это со своим родственником, если его состояние позволяет это сделать. Постарайтесь ему объяснить, что вам действительно нужна помощь, что вы беспокоитесь о своем близком человеке, но не можете позволить себе быть с ним рядом постоянно.
Никогда не говорите человеку фраз, вроде: «Если ты уже ничего не можешь делать, я тебе буду искать кого-нибудь».Возможно пациент не готов к тому, чтобы незнакомый человек осуществлял за ним уход, и категорически против сиделки. В таком случае присмотритесь к окружению – может быть у дочери вашей сотрудницы сейчас нет работы, и она могла бы вам помогать. Если ей интересно такое предложение, пригласите ее к себе домой на чай или кофе, познакомьте с родственником. Вы можете постепенно ввести ее в дом, начать с приготовления еды и кормления пациента, и постепенно обучить человека всему, что необходимо.
Перед тем, как договориться со специалистом по уходу о встрече, расскажите ему о состоянии здоровья пациента, об особенностях его заболевания, об ограничениях пациента в самообслуживании. Постарайтесь выяснить, готова ли сиделка работать с вашим близким при его диагнозе. Быть может, у нее нет навыков общения с людьми с деменцией или она ничего не знает про сахарный диабет.
3. Познакомьтесь лично
Даже если у человека исключительно положительные рекомендации и по разговору по телефону вам показалось, что он подходит для вашего родственника, не говорите о своем решении удаленно.
Обязательно пригласите сиделку на встречу в дом пациента.
Только при личной встрече вы сможете понять, насколько специалист по уходу интегрирован в пространство, где находится пациент. Как он реагирует на вас и вашего подопечного, может ли он оценить безопасность комнаты. Специалист обратит внимание на расстояние, на котором находится прикроватная тумбочка от пациента, есть ли на ней напиток и может ли человек до него дотянуться, нет ли в комнате преград, о которые ваш подопечный может споткнуться и упасть.
4. Спросите про образование и опыт работы
У специалиста по уходу может не быть медицинского образования и магистерской степени. Возможно вы надеетесь, что сиделка с дипломом медицинского университета или колледжа может заодно делать вашему подопечному уколы или ставить капельницу, когда это необходимо. Однако это две разные задачи, которые должны выполнять разные специалисты: медсестра осуществлять медицинские манипуляции, сиделка – ухаживать за пациентом.
Кроме того, хорошая сиделка не обязательно закончила специальные курсы, а та, которая их прошла, может не уметь переодевать лежачего больного или пересаживать его с кровати на коляску. Курсы по уходу в медицинских колледжах и университетах сейчас только вводятся. Также курсы для сиделок предлагают патронажные службы. Если сиделка предъявляет сертификат об окончании таких курсов, убедитесь, что организация на юридических основаниях предоставляет это образование и у нее есть лицензия.
5. Обратите внимание на прошлый опыт работы специалиста по уходу
В России в сиделки берут тех, у кого крепкая спина и доброе сердце. Если женщина 10 лет занимается уходом за пациентами, и она не надорвала спину, значит, она крепкая. Если делает эту работу до сих пор – значит, добрая.
– Но если выясняется, что человек раньше работал грузчиком, а теперь уверен, что может вашу маму пересаживать с кровати в кресло, он вряд ли для этого подходит.
Практически невозможно найти сиделку, которая бы умела выполнять абсолютно все манипуляции по уходу, поэтому рекомендует обращать внимание на личностные качества, а подходящего человека – обучить самому или направить на проверенные курсы для специалистов по уходу.
Важно, чтобы человек прислушивался к вашим желаниям. Если он утверждает, что у него 20 лет опыта работы, ваш пациент у него сто пятый, и он лучше знает, что ему нужно – это не помогает, а унижает. Другое дело, когда сиделка видит, что нужно поправить одеяло, перевернуть родственника, вовремя предложить воду. Может быть, у нее совсем нет опыта ухода за людьми, но главное, что пациенту и вам комфортно рядом с таким человеком.
6. Попросите показать документы
Попросите, чтобы на первую встречу с вами сиделка взяла с собой паспорт и медицинскую книжку. Документы позволят вам убедиться, что специалист по уходу здоров, и его имя и фамилия соответствуют данным в паспорте. В медицинской книжке должны быть отметки об анализах на ВИЧ, сифилис (анализ крови RW), гепатит, а также флюорография, сделанная не позднее, чем год назад.
В России часто пренебрегают проверкой документов, и это может привести к неприятным последствиям. Если специалист по уходу – гражданин другой страны, проверьте, в порядке ли у него миграционные документы.
7. Предложите выполнить одну из манипуляций
Вы можете на первой встрече предложить сиделке выполнить одну из манипуляций в качестве тестового задания, например, посадить пациента с кровати на коляску. Специалист проследит за тем, чтобы коляска и кровать стояли на тормозах. При пересаживании он или она уберет бортик кровати. Если же ухаживающий человек попытается перетянуть пациента волоком, ни о какой безопасности речи быть не может.
Обратите внимание на то, как сиделка при этом общается с пациентом. Если сиделка не коммуникабельна, не испытывает сострадание к пациенту, скорее всего, она не подходит для этой работы.
– Смена подгузника – это не ядерная физика, этому можно быстро обучить. Но если человек не готов к общению, скорее всего, у него не будет контакта ни с вами, ни с вашим подопечным.
8. Обговорите все необходимые задачи
Обговорите со специалистом по уходу, сколько раз в день и чем ему нужно кормить пациента, как часто нужно менять положение пациента, чтобы исключить риск пролежней, какие препараты он должен дать пациенту в течение дня, в котором часу, до или после еды. Если пациент принимает лекарства, пусть сиделка фиксирует это в специальном бланке. Это позволит избежать приема препаратов, которые рекомендовала принимать вашей маме, например, соседка по лестничной площадке.
Убедитесь, что сиделка знает, как ухаживать за специальными средствами (гастростома, трахеостома, мочевой катетер и т.д.), если пациент ими пользуется. Покажите, как пользоваться функциональной кроватью пациента и подъемником.
К сожалению, не все специалисты по уходу могут знать правила медицинской этики – вместо того, чтобы минимизировать риски падения пациента, некоторые сиделки считают, что его можно привязать к кровати.
Делать этого ни в коем случае нельзя, фиксация может нанести пациенту моральный ущерб, а на месте фиксации у него могут образоваться раны. Кроме того, при попытке покинуть кровать пациент может получить травмы от фиксации или даже удушиться в ремнях, которыми его привязали.
Не бойтесь сиделку напрямую спросить, что она будет делать с вашим родственником, чтобы исключить риски падения. Проговорите, что вы против фиксации и попросите ее этого не делать.
9. Расскажите сиделке биографию близкого
Сиделка должна знать, каким ваш родственник был в прошлом, до того, как у него развилась болезнь. Возможно, ваша мама никогда не пила теплую воду, всегда чистила зубы после завтрака и любила петь вечерами. Из уважения к ее возрасту попросите сиделку помочь ей соблюдать привычный для нее режим.
Если ваша мама на протяжении всей жизни в 10 утра выпивала стакан молока, будьте добры, проследите, чтобы ей и сейчас приносили молоко в это время, даже если сейчас она не может об этом попросить.
Если сиделка знает подробности жизни вашего родственника, и вы по-дружески к ней относитесь – это не значит, что она стала членом вашей семьи. Сиделка ухаживает за пациентом потому, что это ее работа.
Специалист может вести себя приветливо, понимать желания пациента, между вами могут сложиться доверительные отношения, но он должен помнить о своих обязанностях.
10. Оцените реакцию близкого, если это возможно
Обращайте внимание на то, как пациент реагирует на ухаживающего, чувствует ли он дискомфорт во время кормления или передвижения с кровати на коляску или во время переворотов.
Первое время важна именно реакция сиделки, обращается ли она к вашему подопечному на «вы» и по имени и отчеству, пытается ли она построить доверительные отношения с ним. Удовлетворенность пациента сиделкой можно оценить через неделю-две.
Комментарии 1