Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 19 января.
Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением, поскольку в этот день все три Лица Пресвятой Троицы явились людям: Отец – в голосе с неба, Сын – крещаемый по плоти, Дух Святой – сходящий в подобии голубя. Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января в нашем мире происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на освящаемые в храмах воды, и они становятся целительными…
Согласно евангельскому повествованию, в возрасте около 30 лет Иисус Христос пришёл к Иоанну Предтече (то есть предшественнику), проповедовавшему и крестившему народ в реке Иордан. Приняв крещение от Иоанна, Иисус вышел из вод реки, и в этот момент произошло Богоявление – был глас Бога Отца с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», после чего на Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя, указав тем самым на обещанного избранному народу Мессию. В виде голубя Святой Дух явился потому, что эта птица кротка, незлобна, чиста, любит людей: так и Святой Дух – это источник чистоты и любви. После крещения Иисус, ведомый Духом, удалился в пустыню.
Святитель Иоанн Златоуст объясняет название праздника Богоявлением: «Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу».
В православной Церкви этот праздник отмечается с тем же величием, как и праздник Рождества Христова. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует Рождественскому сочельнику и также является днем строгого поста.
В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках для этого во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».
Богоявленская вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже нескольких лет. Освященная крещенская вода (именуемая также «великой агиасмой») является особой святыней; благочестивые верующие, набрав ее в храме, хранят крещенскую воду в течение всего года. Пьют крещенскую воду натощак, вместе с кусочком просфоры. С этого и утренних молитв должен начинаться каждый день христианина. Даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты. Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой.
Крещенская вода является также особо благодатным средством для освящения домов. Каждый из нас может ежегодно, набрав крещенской воды, окропить ею своё жилище или рабочее помещение; такое окропление призывает на дом особую благодать Божию, оздоровляя, говоря образно, внутреннюю духовную атмосферу.
Хранить святую воду, как и любую святыню, надо с благоговением, в Красном углу. Не стоит хранить воду в холодильнике, рядом с продуктами. В случае «зацветания» святой воды из-за неблагоговейного к ней отношения она может быть использована для окропления жилища или должна быть вылита в непопираемое ногами место. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки крещенскую воду можно разлить по ёмкостям и добавить обычной – «капля святой воды море освящает».
Считать, что Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают 18 и 19 января, разная – ошибочное поверье. И в праздник Крещения, и в сочельник (накануне) вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.
Впервые упоминает о целебных свойствах крещенской воды святитель Иоанн Златоуст в IV веке. И вот уже более 17 веков противники христианства пытаются доказать, что феномена крещенской воды не существует. Но он есть!
«…священники освящают воду в серебряных чашах и опускают туда серебряные кресты, а ионы серебра, как известно, губительно действуют на микроорганизмы – поэтому крещенская вода долго не портится».
Все серебро было в советское время украдено из храмов, и сейчас все церковные предметы в большинстве храмов в лучшем случае из латуни. А латунь, как известно, ничего не обеззараживает. Да и до революции серебряная церковная утварь была далеко не во всех храмах. При освящении воды в крещенской проруби никакого серебра не хватит для «обеззараживания» реки, озера или тем более моря.
«…вода для водосвятия набирается из проруби или освящается в ней в зимнее время, когда количество микроорганизмов в водоемах минимально. Этому способствуют и «крещенские» морозы. Поэтому такая вода долго хранится».
Это объяснение атеистов также не выдерживает никакой критики. В большинстве храмов, особенно городских, давно не ходят на «Иордань», а освящают обычную водопроводную воду. Более того, говорить про «крещенские» морозы можно в Сибири. В центральных же областях России, а тем более в южных республиках никаких морозов в это время нет. Что касается православных стран Ближнего Востока и Африки – то там вообще почти всегда лето.
Необычная и необъяснимая законами физического мира неподверженность святой воды тлению – видимое проявление в ней благодати Святого Духа.
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции. Главное для христианина в этот день - это присутствие на церковной службе, Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому церковному празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов и тем более не делают человека «крещеным».
«Крещение Господне часто вызывает недоумение: зачем Христу надо было креститься? Он же был свободен от греха, Он же был Сам Бог, ставший человеком. В рождестве Христове человеческая плоть, человеческая личность Христа как бы пассивна; Он – новорожденный ребенок. И в какой – то момент Он должен как человек взять на себя то поручение, которое Ему дано Богом и Отцом.
И вот Он приходит на Иордан, где Креститель призывает всех погрузиться во иорданские воды, чтобы омыться, очиститься от грехов. И эти воды, образно говоря, теперь из живых, простых вод делаются тем, что русские сказки называют «мертвой водой»: весь человеческий грех, омытый, остается в них убийственной тяжестью. И Христос погружается в эти воды: как чистый, белый лен, как чистая, белая материя погружается в красильне в краску. И Он, Сам по Себе свободный от греха, выходит из этих вод, нося на Себе всю тяжесть человеческого греха. Он погружается не в воды, а в грех, Он погружается не в воды, а в смерть, и выступает из этих вод, готовый к тому, чтобы разделить всю человеческую судьбу: жить и умереть как человек, оставаясь неизменно Живым Богом.
А умереть как человек, это значит не только быть холодным и голодным, уставать и мучиться, это значит в какой-то момент пережить отчуждение от Самого Бога, потерять Бога, как потеряло Бога человечество – и от этого мы все умираем. «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» - самый страшный крик, который земля когда-либо слышала; Сын Божий, желая до конца разделить судьбу человечества и каждого человека, принимает на Себя эту последнюю обездоленность, потерю Бога, и умирает.
И этот путь крестный – крестный путь человека Иисуса Христа, как Его называет апостол Павел – начинается в день Его крещения, когда Он погружается в смерть и грех , оставаясь Сам бессмертным и чистым, но принимая нашу смерть и наш грех, и принося их на крест в день Великой Пятницы. Аминь». (Митрополит Антоний Сурожский)
Нет комментариев