Что хорошо?
Башкирский колорит и описание быта тех времён. Довольно круто заверченная интрига. Да и сама идея нечаянного участия ребёнка в трагедии, причём в самом крайнем её проявлении, то есть в смерти другого человека, это хоть и не новая тема в литературе, но как раз такая, что не может оставить равнодушным.
Тем более, что здесь, если глубоко копать, можно найти довольно трезвую мысль о том, что ребёнка формирует окружение, и если родные бабки только и делают, что ссорятся и обвиняют друг друга во всех смертных грехах, а родная мать сидит за убийство, в то время как отец вообще полностью самоустранился, то и у девочки-подростка может сформироваться весьма странное, я бы сказала, лёгкое отношение ко всевозможному проявлению зла.
Под конец вообще складывается совершенно дикое ощущение, что у всех участников событий напрочь отсутствует понимание "что хорошо, что плохо". И в этом вязком болезненном состоянии героиня и пребывает в финале. Тут, кстати, очень к месту одна деталь: девочка болеет эпилепсией, а после припадка, как мы знаем, у больных некоторое время нет понимания, где они находятся, всё ещё во сне или уже наяву. Вот такое пограничное состояние сопровождает нашу героиню и между припадками, и потом.
Ну и не могу не напомнить, что самым знаменитым и самым неприятным эпилептиком в литературе является Смердяков, герой, не вызывающий ни сочувствия, ни понимания у читателей. Лакейство и лицемерие Смердякова, а также его признание в убийстве Карамазова-отца, накладывает определённые ассоциации и на героиню этой книги – может быть, невольно. Но именно этот образ всплыл у меня в сознании прежде всяких других, когда я дочитала книгу.
Книга качественно сделана – твёрдая обложка, крупный шрифт, белая бумага, иллюстрации.
Нет комментариев