Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю).
Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Степени дизартрии: Выделяют 4 степени дизартрии по G.Tardier (1968).
1. Легкая (стёртая дизартрия) – минимальные дизартрические расстройства (МДР).
2. Средняя – речь понятна всем, но выражено нарушение звуков и просодики.
3. Выраженная – когда речь понятна только матери.
4. Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.
ЭТИОЛОГИЯ. Причинами дизартрии у детей могут быть внутриутробные нарушениия, отразившиеся на развитии ребенка, асфиксии и родовые травмы, гемолитические болезни новорожденных, нейроинфекции. У взрослых дизартрию могут вызвать черепно-мозговые травмы, нарушения мозгового кровообращения, менинго-энцефалиты и другие факторы.
КЛАССИФИКАЦИЯ. Существует несколько классификаций дизартрии. В литературе достаточно полно описаны классификации:
Маргулиса М.С. (1926г.) – этиопатогенетическая,
Панченко И.И., Щербаковой Л.А.(1975) – неврологическая,
Винарской Е. Н. (1978)- нейролингвистическая.
Тяжесть проявлений дизартрии зависит: от локализации нарушений в центральной или периферической нервной системе; от времени наступления дефекта; от времени заболевания; от тяжести или распространенности нарушений.
Дети с дизартрией по клинико-психологической классификации Е.М. Мастюковой могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
дизартрия у детей с церебральным параличом (ДЦП),
дизартрия у детей с интеллектуальными нарушениями,
дизартрия у детей с гидроцефалией,
дизартрия у детей с задержкой психического развития (ЗПР),
дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД);
дизартрия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР);
дизартрия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
дизартрия у детей с последствиями перинатального поражения мозга (ПЭП).
Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
• периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
• ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
• ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловнорефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний и др. Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича (пареза): нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, в результате перерыва спинальной рефлекторной дуги рефлексы с этих мышц исчезнут. Двигательный механизм речи обеспечивается также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
• подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоциональную выразительность речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями мышечного тонуса, усилением отдельных безусловных рефлексов, а также с выраженным нарушением просодических характеристик речи — ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра;
• проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга).
Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляторных расстройств;
• корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи. Особенностью дизартрии у детей является часто ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием). У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.
При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается и ребенок не воспринимает состояние напряженности, или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады.
Обратная кинестетическая афферентация является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон.
Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур: премоторно-лобной и теменно-височной областей коры — и замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевой функции.
Таким примером может быть недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.
Аналогичная недостаточность интеграции может отмечаться в работе двигательно-кинестетической, слуховой и зрительной систем.
Если вам необходима наша профессиональная помощь, звоните, пишите. Мы готовы вам помочь ☎️+7-993-542-6619. Тюмень
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев