Первоначально машина появилась как гоночный мотоцикл в классе до 350 см3, после того, как министр чехословацкого правительства обратил внимание на то, что по сравнению с мотоциклами большинства команд участников европейских Гран-При, чешские мотоциклы выглядят архаично. Предполагалось, что конструкторы Jawa и CZ, в духе соцсоревнования, разработают собственные машины для состязаний. Работы были начаты в 1965 году, но события в стране - политический кризис и "Пражская весна", - отложили появление машин до конца шестидесятых годов.
Создателем сложной четырёхцилиндровой машины стал конструктор Франтишек Пудил (Frantisek Pudil), который представил машину чехословацкому руководству и получил одобрение, но с крайне ограниченным финансированием. Из-за нехватки необходимых компонентов (вроде дорогих импортных карбюраторов) и свободных специалистом, над машиной работал лишь сам Пудил и его помощник. Из-за этого машина была полностью готова лишь за день до чешского этапа GP 1969 года. Во время первого предстартового заезда у мотоцикла выявились проблемы с двигателем, и команде, чтобы спасти лицо, пришлось участвовать в гонке на старых машинах.
Зимой 1969/70 годов машина была испытана и доведена, и новый мотоцикл смог принять участие в сезоне, хотя небольшие проблемы с двигателем оставались. Для сезона 1971 года объём двигателя был увеличен до 418 см3, а рама переработана - мотор теперь выполнял роль несущего элемента. Для мотоцикла впервые удалось найти иностранные компоненты, серьёзно улучшившие управляемость: итальянскую вилку "Ceriani", тормоза, покрышки "Dunlop". Доводку мотоцикла сдерживало отсутствие подходящих испытательных полигонов: мотоцикл обкатывался по обычным городским дорогам неподалёку от завода, и реально тестировался лишь во время предстартовых заездов на этапах Гран-При.
Первоначально, ещё на 350 кубовой версии, устанавливалась 8 скоростная коробка передач, но вскоре она была заменена на 6 скоростную, в соответствии с требованиями Международной Федерации Мотоспорта. Ахиллесовой пятой машины стали общий вес, нехватка финансирования и использование редких для страны социалистического блока компонентов. Главный конкурент, "царствовавший" на гоночных трассах тех лет - мотоциклы MV Agusta, были на 37 килограмм легче и имели двигатели мощностью 90 лошадиных сил.
Машине так и не удалось конкурировать с MV, но среди других она демонстрировала неплохие результаты. В 1972 году на 350 кубовой версии машины гонщик завода CZ Богумил Штаса (Bohumil Stasa) на трассе в Брно пришёл вторым после Ярно Сааринена на Yamaha. После этой победы, в 1973 году, инженеры CZ переключили своё внимание обратно на 350 см3 версию, не без оснований посчитав, что в этом классе им удастся победить конкурентов из MV Agusta, слишком занятых своими топовыми 500 кубовыми мотоциклами. В новом сезоне четвёрки от CZ получили дисковые тормоза, электронное зажигание Bosch, но было уже слишком поздно. От руководства страны и мотоконцерна инженерами CZ были получены указания прекратить работу над машиной, сосредоточившись на кроссовых мотоциклах, оставив гоночные модели инженерам Jawa. Несмотря на указания уничтожить сами мотоциклы и все материалы по проекту, до нашего дня сохранился одна оригинальная машина и несколько моторов.
Если бы не нехватка финансирования, возможно, конец шестидесятых - начало семидесятых не оказались бы таким привольным периодом для MV Agusta. Если бы чешским машинам удалось победить итальянцев, кто знает, какая судьба ждала бы марку CZ. Но последний шанс не был использован, а сами четырёхтактники уступили место на трассах представителям Нового Мирового Порядка в лице двухтактников жидкостного охлаждения от Сузуки и Ямаха.
Двигатель – воздушного охлаждения, развал цилиндров 90 градусов, два верхних распредвала.
Рабочий объём – 418 см3
Диаметр поршня/ход – 55 x 44 мм
Мощность – 72 л.с. при 13600 об/мин
Крутящий момент – 36.6 Нм при 10000 об/мин
Карбюраторы – "Dell’Orto" 28 мм
Трансмиссия – 6-скоростная кпп, сухое сцепление, главная передача цепью
Рама – трубчатая стальная
Подвеска - телескопическая вилка "Ceriani" 36 мм, задние амортизаторы CZ
Тормоза – передний 230 мм, 4х колодочный, задний 200 мм "Oldani"
Колёса – 3.00 x 18, 3.25 x 18
Вес – 142 кг
Максимальная скорость – 260 км/ч
Колёсная база – 1400 мм
Объём бензобака – 20 л
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев