Сначала я подумал, что это какой-то артефакт фото или фотожаба, но нет. Реальный мотор. Потом я нашёл ещё парочку фотографий. На одной из них был виден краешек музейной таблички. Язык странный, попытаемся разобраться - есть, датский! Ищем датские мотомузеи, ещё ищем, долго ищем. И вот он - этот самый мотоцикл! Теперь табличку можно рассмотреть получше, перевод с датского дело нехитрое. Всё равно ничего не понятно, но очень интересно.
А интересно вот что. На мотоцикле, который, как сказано на пояснительной табличке, был собран неким Нильсом Петерсеном, датским спортсменом велосипедистом, который занимался сборкой пэйсеров для своих соревнований, установлен специальный мотор Де Дион-Бутон рабочим объёмом 760 см3.
И вот этот-то мотор и есть самое необычное. Этот двигатель разрабатывался Де Дион-Бутоном вместе с бразильцем Альберту Сантос-Дюмоном, человеком по праву оспаривающим у братьев Райт звание первого человека, поднявшего в воздух самолёт. Родной брат этого мотора стоял на первом успешном дирижабле Сантос-Дюмона, причём этот двигатель мощностью 3,5 лошадиных силы стал первым бензиновым двигателем внутреннего сгорания, установленным на воздушном судне!
Однако его устройство представляет собой загадку. Первым бросается в глаза то, что один нормальный для тех лет цилиндр увенчан сверху ещё одним таким же цилиндром! Причём это не ошибка реставраторов - всё правильно подсоединено, верхний и нижний цилиндры имеют собственные впуск, выпуск и свечу!. Что же там внутри?
Информации по собственно мотору Де Дион-Бутона и Сантос-Дюмона не нашлось. Однако, вроде бы, точно такой же принцип был использован в первом в мире "беспилотном вертолёте" швейцарцев братьев Дюфо! К нему находится описание, хоть и очень скудное - поршень в цилиндре один, но обе его стороны "рабочие", срабатывающее сверху (как обычно) зажигание толкает его вниз, а на такте сжатия - срабатывает зажигание под поршнем, толкая его вверх. Мало того, Дюфо решили довести идею до абсурда. Они взгромоздили один на другой по четыре цилиндра и собрали их пять штук в ряд! С трудом представляю синхронизацию этого монстра...
Но вот хватит ли длины шатуна для реализации подобной идеи в двигателе рассматриваемого нами мотоцикла? - картер-то совершенно обычного размера. Возможно, в данном случае конструкция была иной. Море информации, и минимум ответов!
Машина датирована 1897 годом, и считается, вероятно, самым старым датским мотоциклом.
Вот такая красота иногда находится в глубинах сетей!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев