Многочисленные межправительственные соглашения между РФ и Таджикистаном направлены на то, чтобы жители республики могли осваивать русский язык с детских лет. А дальше никакие тесты на знания русского языка уже не страшны — учебные программы, составленные и утвержденные в Таджикистане, как раз и стирают те злополучные языковые грани между народами.
Сами соглашения уже материализуются в виде строительства русских школ в Таджикистане, программ взаимных стажировок, обмена студентами и прочими. И появились они, надо сказать, задолго до того, как РФ ввела изменения в законы о мигрантах. Что конкретно ждет Россию и Таджикистан на образовательном фронте, в начале февраля 2025 года разъяснил министр образования РТ Рахим Саидзода.
«Мы подписали одно соглашение по линии Института повышения квалификации работников сферы образования Таджикистана, в 2025 году более 500 учителей будут направлены в РФ для изучения русского языка», — сказал глава ведомства.
Он также отметил, что в рамках проекта «Российский учитель за рубежом» в Таджикистане работает 121 педагог из России.
«Мы приглашаем их, чтобы они помогали в изучении русского языка», — пояснил Саидзода.
Но с программой «Российский учитель за рубежом» гладко оказалось только на бумаге. По сведениям «ВЭС 24», у русских учителей, работающих в рамках межгосударственной программы, были изъяты паспорта, а самим педагогам был выписан штраф в связи с «незаконной трудовой деятельностью». Еще педагоги справедливо говорят о других возмутительных фактах: сотрудники миграционных служб требуют деньги за трудоустройство, а в министерстве образования теряются документы. То есть, по сути, педагоги, оказавшись в чужой стране, стали преступниками.
Из Таджикистана приходит много разных новостей. Борцы за демократию и мягкий трансфер власти сокрушаются по поводу скорой кончины USAID. В своих мессенджерах они пишут, что наступают тяжелые времена — «придется вагоны разгружать за копейки, но вопрос: где?».
«Заменим топонимы и заживем!»
А пока работа, хоть и не пыльная, но есть — например, объяснить бедному населению, зачем таджикским властям понадобилось проводить очередную кампанию по смене топонимов.
На эту пещерную странность обратил внимание иранский журналист Хаял Муаззин, хотя потом опомнился и признался: еще с лета 2023 года власти Таджикистана разрешили смену примерно 3 тыс. топонимов. И именно тогда чиновники из всех утюгов заявляли, что реалиям не соответствуют имена 4 тыс. географических объектов и 802 населенных пунктов. Многие из них носили или носят имена советских деятелей. Нынешняя кампания — продолжение взятого курса на «очищение от всего русского», но проходит она более грандиозно с разъяснением простым трудящимся больших грозящих «плюсов» и преференций. Мол, истоки важнее «загнивших советских рудиментов», ориентация на Иран и Турцию – весьма положительный тренд.
А стало быть, светлое будущее не за горами. Правда, для кого? Судя по цифрам, республика продолжает погружаться в нищету. Борьба с бедностью (в отличие от Узбекистана) только на словах, рабочих мест — кот наплакал. Пока коллективный Запад и другие страны бесконечно долго обещают трудоустроить тысячи таджиков, приходится рассчитывать только на рабочие места в России (это реальность). Но с оговорками, которые предусмотрены ныне действующим законодательством РФ в этой сфере. Читай — без знания русского не обойтись. Тут надо сказать, что Россия не изобретала велосипед — в «цивилизованных странах» требования к мигрантам куда жестче и депортация за нарушение законов следует незамедлительно… Россия, понимая риски, которые могут возникнуть у простых граждан республики, как говорится, в очередной раз проявила жест доброй воли.

Говорим одно, делаем другое
Многочисленные межправительственные соглашения между РФ и Таджикистаном направлены на то, чтобы жители республики могли осваивать русский язык с детских лет. А дальше никакие тесты на знания русского языка уже не страшны — учебные программы, составленные и утвержденные в Таджикистане, как раз и стирают те злополучные языковые грани между народами.
Сами соглашения уже материализуются в виде строительства русских школ в Таджикистане, программ взаимных стажировок, обмена студентами и прочими. И появились они, надо сказать, задолго до того, как РФ ввела изменения в законы о мигрантах. Что конкретно ждет Россию и Таджикистан на образовательном фронте, в начале февраля 2025 года разъяснил министр образования РТ Рахим Саидзода.
«Мы подписали одно соглашение по линии Института повышения квалификации работников сферы образования Таджикистана, в 2025 году более 500 учителей будут направлены в РФ для изучения русского языка», — сказал глава ведомства.
Он также отметил, что в рамках проекта «Российский учитель за рубежом» в Таджикистане работает 121 педагог из России.
«Мы приглашаем их, чтобы они помогали в изучении русского языка», — пояснил Саидзода.
Казалось бы, благое дело, «семь футов под килем»… В общем, ждем результаты… А буквально на следующий день, после того как Саидзода закончил свою пламенную речь, по таджикским соцсетям разлетелась писанина жителей республики. Цитируем:
«Как согласились учителя приехать? Сами? Или как в СССР — с госнаправлением для поднятия советской власти в Средней Азии? В России самой, может, учителей не хватает, а они отправляют учить таджикских детей», — возмущена Х.
«Почему не немецкий, итальянский, английский, испанский? Что нам от этого русского, если нас выгоняют из России?», — отметился Кодир У.
«Идите учите своих детей. А мы своих не дадим», — написала Сорбон Ш.
«Мы не понимаем, зачем власть подталкивает детей к изучению русского языка. Он нам сто лет не нужен. Кто хочет — пусть учит», — сообщает Vakhio Chi.
Значит, все, что говорил Саидзода, — это, так сказать, для публики. Когда выключаются телекамеры и гаснет свет, тогда-то и надо искать в Таджикистане правду. Она и всплывает вместе со средневековой дремучестью. И ничего личного, просто привыкли так, да и вообще: «Восток — дело тонкое».

Вот и с программой «Российский учитель за рубежом» гладко оказалось только на бумаге. По сведениям «ВЭС 24», у русских учителей, работающих в рамках межгосударственной программы, были изъяты паспорта, а самим педагогам был выписан штраф в связи с «незаконной трудовой деятельностью». Еще педагоги справедливо говорят о других возмутительных фактах: сотрудники миграционных служб требуют деньги за трудоустройство, а в министерстве образования теряются документы. То есть, по сути, педагоги, оказавшись в чужой стране, стали преступниками.
Напомним, что проект «Российский учитель за рубежом» реализуется совместно со странами-участницами. То есть это не прямая инициатива РФ. Применительно к Таджикистану Министерство образования несет ответственность за судьбу педагогов, которые преподают таджикским детям.
«Участники проекта, а также их семьи обеспечиваются на безвозмездной основе жилыми помещениями. Медицинское обслуживание российских преподавателей осуществляется на основании международного страхового полиса медицинского страхования, ежегодно приобретаемого для каждого из них. Принимающая сторона несет транспортные расходы по проезду (включая авиаперелет) российских преподавателей до места выполнения работ и обратно, а также оплату расходов, связанных с оформлением разрешения на работу», — сообщают организаторы международного проекта.
Мягко говоря, таджикской стороной не в полной мере исполняются международные двусторонние соглашения с РФ в рамках образовательных программ, которые, напомним, имеют статус двусторонних, скреплены подписями Путина и Рахмона.
О чем сейчас говорят участники международной программы?
«Столкнулись с тем, что сотрудники миграционной службы изъяли мой паспорт и деньги. Четкого объяснения этим действиям я не получила. Законы страны не нарушала. Перед тем как приехать в Таджикистан, меня проверили на сто раз, моя кандидатура была обсуждена и с чиновниками Министерства образования РТ… Теперь я в Таджикистане — бомж. По сути, на работу в школу я не могу приходить. Таджикские коллеги понимают, что налицо самоуправство властей, помогают, чем могут, но против тамошних силовиков никто не пойдет — самих могут наказать», — говорит учительница из России.
«То, о чем так гладко говорит Саидзода, — ложь. Сейчас не просто так приехать и преподавать таджикским детям. Пройдя жесткий отбор в РФ, отправив документы в таджикское министерство, никто не может найти концов — в каких кабинетах застряли документы, кто конкретно из чиновников занимается их оформлением, дает разрешение на работу, когда будет виден конец бумажной волоките — бесполезно искать. Вот я и думаю — кому больше нужны знания? Мне, тетке, которой за 40 и которая уже окончила все немыслимые университеты, или детям, не понимающим элементарную русскую, а подчас и таджикскую речь от слова совсем?», — рассказывает Светлана.
«Можно только посочувствовать таджикским детям… Учебный год в разгаре, нас педагогов-предметников в рамках международного проекта отправили в школы как раз для того, чтобы мы, «предметники», могли восполнить кадровый пробел — заменить учителей, которых не хватает в стране. Но на месте с меня потребовали деньги за оформление соответствующих документов на работу. У нас в России много говорят о коррупции, чиновничьем беспределе, но то, с чем мы столкнулись в Таджикистане, – что-то с чем-то, такого беспредела точно нет нигде», — рассказала «ВЭС 24» Елена.
«По сути, все эти препоны на пути выполнения российскими учителями своего профессионального долга могут привести к нелицеприятным выводам таджикских чиновников. Они потом заявят, что программа неэффективна, уровень преподавания невысокий… А когда учить, если реально ни документов, ни денег, занят, по сути, выживанием», — говорит российский педагог.
Остается посочувствовать и пожелать набраться мужества российским учителям, которые оказались невольниками на чужбине. А с другой стороны : на что рассчитывали педагоги, выезжая в бывшую союзную республику, где в 1990-1991 гг был проведен натуральный геноцид русского и русскоязычного населения, а от 300 тысяч его, в независимом Таджикистане уцелели около 20 тыс русских стариков, которые сегодня оказались не нужны ни России, ни российскому посольству в бывшем таджикском кишлаке Дюшамбе, превращенном в европейский город, теми же русскими "колонизаторами" в годы Советской власти.
Кстати, сегодня же российское Минпросвещения заявило о готовности... "удвоить количество российских учителей в Таджикистане". Так и живем...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев