Для экономики России в целом канал сыграл огромное значение.
Однако так ли полезен был этот канал для Волгограда (Царицына/Сталинграда)? За счёт чего Царицын испытывал мощнейший рост во второй половине XIX – первой половине ХХ века? В первую очередь – за счёт географии. Огромные транспортные потоки, шедшие по Волге, доходили до Царицына, а тут уже перебрасывались по железной дороге на Дон, откуда шли дальше в порт Ростова-на-Дону и далее – везде (Кавказ, Крым, заграницу). За счёт этой логистики в Царицыне выросли огромные пристани – Лесная, Соляная, Рыбная и т.д., отсюда товары везли по вееру железных дорог сначала – на Дон, а позже – на Кавказ, на Донбасс, на Москву. Здесь же строились и промышленные предприятия, которым было выгодно получать тут сырьё и распределять готовую продукцию (именно поэтому в городе ещё в XIX веке появились крупные предприятия нефтепереработки, металлургии и т.д.).
Довоенный Сталинград в этом ничем не отличался от Царицына, Тракторный завод, Судоверфь и другие предприятия размещали в Сталинграде ровно по тем же логистическим причинам.
А что же канал? Насколько полезен он стал бы для Царицына? Очевидно, что он не только не приносил бы пользы, но напротив, вредил бы развитию города. Ведь появление канала означало бы, что значительная часть транзитного волжского грузопотока теперь пойдёт не в царицынский порт и не на предприятия города, а мимо – на канал. Поэтому в Царицыне, хоть и обсуждали канал ещё с 1850-х годов, но ничего не делали для его постройки. Технические возможности строительства канала появились уже в 1860-70-е гг., но в Царицыне сопротивлялись этому проекту.
Но кто же тогда лоббировал строительство канала? Кому он был очень выгоден? А выгоден он был Ростову-на-Дону, чей порт стал бы получать транзитные грузы намного быстрее и проще, без перегрузок и распределения в Царицыне. И Ростов усердно «продвигал» тему канала.
Ещё в 1886 году ростовское купечество под руководством городского головы Байкова подняло вопрос о канале, причём не просто как об идее, но уже как о реальном проекте. Среди ростовских коммерсантов был даже объявлен сбор средств и собрана большая сумма в 32 тысячи рублей на проектирование и изыскания на местности, был приглашён крупный французский инженер по каналам Леон Дрю. Однако проект, при тихом сопротивлении Царицына, оказался для Ростова неподъёмным. Впрочем, вопрос этот в Ростове постоянно ставился и дальше. Так, в 1908 году представители ростовской коммерции выходили на Министерство торговли и промышленности с новым проектом и с просьбой рассмотреть вопрос о государственном финансировании проекта. Но тогда этот вопрос, к радости царицынского купечества, был вновь отложен в связи с нехваткой средств.
В общем, между Царицыным и Ростовом по вопросу канала существовала серьёзная «подковёрная» борьба. В итоге канал так и не был построен в дореволюционные времена, а практически реализовать идею смогли только к 1952 году, когда никаких «коммерческих кругов» ни в Царицыне, ни в Ростове уже давно не было. Но транзитное значение Сталинграда после открытия канала в любом случае снизилось и город уже не мог развиваться так быстро, как это было в период 1860-х – 1930-х гг.
На фото - Ростов-на-Дону, цветная открытка начала ХХ века.
Источник:Царицын рф
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев