95 лет назад (1929) было положено начало созданию гражданской авиации на Европейском Севере - открыто Управление воздушной линии Архангельск — Усть-Сысольск Автономной области Коми (зырян) (ныне Сыктывкар Республики Коми).
Читаем отрывок из воспоминаний ветерана авиации, краеведа, основателя народного музея авиации Севера, журналиста Гавриила Владимировича Личкова «Крылья окрепли в полете». Машинописный документ находится в личном фонде Г.В. Личкова (Ф. р-1933).
📌 В годы первых пятилеток происходило становление гражданской авиации на Севере. Совет труда и обороны республики, по инициативе Владимира Ильича Ленина, принял 19 октября 1923 г. развернутый план сети авиалинии страны. Север явился одним из важных баз в развитии воздушных трасс страны В 1920-х гг. единственными путями сообщения на Севере служили в основном оленьи тропы, неотмеченные зачастую ни на каких картах.
22 декабря 1928 г. состоялось постановление Центрального правления общества «Добролет» о выделении средств на изыскание воздушных линий Севера. Вскоре из Москвы прибыли в Архангельск представители Добролета. Специальную экспедицию по трассе Архангельск - Усть-Сысокин (так в документе) возглавил ведущий инженер Ткаченко. Несколько позднее велись изыскательские работы по линии Архангельск - Усть-Цильма - Ижма - Усть-Сысольск. На освоение первых воздушных магистралей Добролет направил лучшие кадры пилотов. В Архангельске собрались летчики, не раз проявившие находчивость, мужество и хладнокровие при обслуживании Беломорской экспедиции: Михаил Сергеевич Бабушкин, Апполинарий Иванович Томашевский, Борис Григорьевич Чухновский.
В столице Севкрая 11 ноября 1929 г. учреждается представительство Добролет и 2 ноября того же года приступило к работе управление воздушной линии Архангельск - Усть-Сысольск. Начальником первой северной линии назначен опытный морской летчик коммунист Иван Ильич Буняев.
В Архангельске создавалась аэростанция первого класса (так в то время назывался аэропорт). Посадочная площадка была небольшой. Маломощная радиостанция. В дощатом сарае маслогрейка и склад с запчастями. В землянке - несколько бочек горюче-смазочных материалов. Ветхий домик служил аэровокзалом. Три лошади с упряжкой - вот и все авиационное хозяйство. В осеннюю и весеннюю распутицу на аэродроме была непролазная грязь. Пассажиров на посадку доставлял извозчик, состоящий в штате аэростанции. Первым начальником воздушной станции был старейший летчик архангелогородец Дмитрий Михайлович Вершинский
Первая воздушная линия в городе на Двине начала работать 4 февраля 1930 г. В этот день самолет Добролет с бортовым номером 191 под управлением летчика первой категории Константина Евсеевича Дедущенко и бортмеханика Николая Акимовича Орлова поднялся в ледового аэродрома (напротив Архангельского яхт-клуба) и успешно совершил рейс по маршруту Архангельск - Сыктывкар. Были отправлены первые пассажиры - делегация Коми области после закончившейся сессии крайисполкома. Самолет развивал скорость 160 км в час. Приборов на нем установлено немногим больше, чем на автомашине. Полет по трассе протяженностью 930 км с посадками в Березнике и Котласе до столицы Коми области длился почти 7 часов 📌
Перед Вами:
1. Самолет общества «Добролет» на льду Северной Двины. 1929 г., Архангельск. Из фотофонда архива
2-3. Воспоминания Г.В. Личкова о зарождении гражданской авиации на Севере. 1985 г. (Ф. р-1933. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2)
4. Президиум торжественного собрания, посвященного празднованию 50-летия гражданской авиации Архангельской области. За трибуной - секретарь обкома КПСС Борис Вениаминович Попов. 1979 г., Архангельск. Из фотофонда архива
#ГосударственныйАрхивАрхангельскойОбласти #ДокументыГААО #ФотофондГААО
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев