Дигора, Заслуженного работника культуры РСО-Алания-Гурдзибеевой З.Б. «Подготовка учащихся к концертному выступлению»
Выступление - это серьезное дело, за которое ученик несет
ответственность перед слушателем, автором произведения, перед самим
собой и перед своим педагогом. И уже в период обучения школе искусств
ученику надо разъяснить общественное значение исполнительской
деятельности. Вместе с тем - это праздник, лучшие минуты его жизни, когда
он может получить громадное художественное удовлетворение.
Выступление- это решающий момент в творческой жизни исполнителя,
где отчетливо сказывается индивидуальность музыканта.
Самочувствие и поведение во время игры у каждого выявляется по-своему.
Различны и формы подготовки к концертным выступлениям.
Так, например, С. Рихтер занимается в день концерта, и порядочно: часов
по шесть. Проигрывает отдельные места, куски и, главным образом, «по –
настоящему». « Только,- считает С.Рихтер,- не нужно играть целиком всю
вещь, чтобы не испортить ее. Играю я всегда что- нибудь из того, что буду
играть на концерте. Другого никогда не играю ».
Совершенно иначе протекала подготовка к концерту у Г.Нейгауза. Он
говорил: « Я замечал, что когда много занимаюсь перед концертом, то играю
хуже. В день концерта я играю 1,5-2 часа, проигрываю совершенно
бездушно, чаще играю другие произведения ».
Особенно сложные задачи возникают перед исполнителем, когда ему
приходится готовить к выступлению не одно произведение, а целую
концертную программу. Прежде всего трудно достигнуть готовности всей
программы к требуемому сроку. Планировать работу надо так, чтобы самые
трудные ее номера были подготовлены заранее (полифония, крупные формы,
пьесы виртуозного характера). Выучить заранее и дать некоторое время «
полежать».
Исполнение программы целиком требует устойчивости внимания.
Перед концертом важно иногда проигрывать программу во время
домашних занятий, среди товарищей и знакомых.
Нужно целостно охватить программу, ощутить взаимосвязь.
Перед выступлением внимание ученика нельзя загружать многими
замечаниями, т.к. вредно отражается на исполнении.
Ученик должен точно знать, как надо работать над произведением до
самого выступления. Последнее замечание должно быть направлено на
устранение самых важных недостатков, связанных чаще с трактовкой
целого, но иногда и отдельных деталей.
В ученике нужно воспитывать уверенность в подготовке к концерту.
Уверенность придают успешные проигрывания перед выступлением.
Одним следует не переутомляться перед выступлением (в этот день),
много не играть, отдохнуть; другим, наоборот, не следует резко менять
привычный режим, т.к. это может неблагоприятно отразиться на состояние
нервной системы.
Познав на эстраде драгоценное чувство полной духовной и физической
свободы, надо бережно хранить его в памяти и пытаться каждый раз вновь
вызывать его во время игры. Лучше всего в этом поможет увлечение
исполняемой музыкой. Отдаться ей целиком, наслаждаться ее красотами и
стремиться к тому, чтобы слушатель наслаждался вместе с тобой.
Эстрада вызывает волнение. Нередко волнение способствует большой
яркости исполнения; одаренные ученики обычно играют публично лучше,
чем в классе. Во многих случаях волнение сказывается отрицательно.
Волнение часто неблагоприятно отражается на технической стороне
исполнения, а иногда приводит к запинкам, остановкам. С этими формами
волнения нужно вести систематическую и упорную борьбу.
Важно прежде всего лучше подготавливать учеников к концертам и не
выпускать их с « сырыми» произведениями. Необходимо помнить, что срывы
во времени публичного выступления приводят к появлению страха перед
эстрадой. Надо воспитывать в них чувство радости от общения с аудиторией
и процесса публичного выступления. Необходимо мобилизовать его волю на
то, чтобы он сумел донести до слушателей исполнительский замысел.
Большое значение имеют частые выступления. Известно, что даже самые
опытные исполнители после долгого перерыва волнуются значительно
больше, чем в период систематических выступлений.
Необходимо, чтобы ученики больше играли на концертах, на школьных
вечерах, в клубе и т.п.
Важно уже в детском возрасте позаботиться о накоплении хотя бы
небольшого репертуара.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев