ЗАЗ-968, более известный среди населения как «Запорожье» — один из самых популярных и доступных советских автомобилей 1970—1980-х годов. Машину высмеивали, осмеивали и высмеивали.
Ранние модели
Они дали ей забавные прозвища, такие как «Большие уши», «Мыльница» и даже «Запор». Однако, несмотря на насмешки, запорожские самолеты пользовались популярностью в Советском Союзе за свою простоту, легкость в обслуживании и низкую цену. Зачастую это первый и самый ценный автомобиль в семье.
Эволюция модели
Запорожский автомобильный завод начал серийное производство ЗАЗ-968 в начале 1970-х годов.
Спустя три года автомобиль модернизировали: дизайнеры обновили экстерьер, инженеры улучшили конструкцию кузова, появились характерные боковые воздухозаборники для системы охлаждения (что придало автомобилю узнаваемый силуэт и стало причиной народного прозвища). Уменьшенные размеры дат вернемся к 1973 году.
Эксперты до сих пор способны различать ранние и поздние модификации модели 968 по их длине. Кстати, начиная с предшественника ЗАЗ-966, публика привыкла к заднемоторной компоновке и перестала шутить по поводу «украденного переднего двигателя» у «Запорожца".
Особенности дизайна
Главной «особенностью» компоновки ЗАЗ-968 является расположение двигателя сзади, а багажного отделения спереди. Последний меньше по габаритам, поэтому недостаток места в багажнике компенсируется установкой дополнительного багажного отделения на крыше. Такие аксессуары запорожцы носят практически каждую минуту.
Еще одна легендарная деталь — самодельная запорожская печь, которой хозяева посвящали оды. Когда это работает, температура на удивление высокая.
С его помощью можно посмеяться над владельцами автомобилей «Москва» и «Жигули», которым приходится долго прогревать двигатель, чтобы прогреть салон автомобиля.
К сожалению, печь оказалась капризной, ненадежной и даже пожароопасной. Распространенной проблемой является выход из строя свечей зажигания, и опытные автолюбители покупают свечи зажигания в качестве запасных частей.
Интересно, что по какой-то причине эти свечи продавались со скидкой в Южном порту Москвы, и опытные запорожские казаки-водители покупали по 3–4 штуки за раз.
В руководстве по эксплуатации также рекомендуется регулярно очищать отопитель от нагара, ударяя по корпусу отопителя деревянным молотком и продувая его сжатым воздухом, который, если повезет, можно одолжить у знакомого, работающего на ЗИЛ-130.
Однако многие автолюбители не особо заботятся об отопителе, поскольку редко ездят на своих запорожских автомобилях зимой и предпочитают использовать их в теплое время года.
Правильная регулировка углов установки колес свидетельствовала о том, что передняя подвеска автомобиля «Запорожье» находится в хорошем состоянии. Проблема в том, что подвеска представляет собой торсионную балку, а слабым местом является втулка, в которой находится торсионная балка.
Их износ приводит к неправильному развалу передних колес. Ремонт требует определенных навыков и наличия запасных частей.
Сердцем автомобиля является V-образный двигатель воздушного охлаждения рабочим объемом 1,2 литра и мощностью 40 лошадиных сил. По сути, это советская разработка, хотя и с некоторым влиянием чешской Tatra.
Блок цилиндров имеет отдельные цилиндры, что облегчает обслуживание. Двигатель весит всего около 100 кг и может быть снят, просто подняв заднюю часть автомобиля — это позволяет обслуживать двигатель в гараже или даже дома.
Кстати, существовала экспериментальная версия этого двигателя мощностью 50 л.с с итальянским карбюратором Weber, но в производство она так и не пошла.
Интерьер и эргономика
Салон запорожского автомобиля прост, но оснащен всем необходимым: простая панель приборов, оригинальные переключатели и кнопки, некоторые даже без чехлов.
Пепельница огромная — с ней нужно быть осторожнее, но об этом позже. Также имеется место для радио. Но сиденья разочаровали — каркас был хлипким, неспособным выдержать тучных пассажиров, а спинка была сломана. Ремонт стула — такая морока. Многие люди используют запасное колесо или банку для поддержки спины.
Однако запорожская машина выделялась наличием модификаций для людей с ограниченными возможностями, в том числе ручного управления, электромагнитного сцепления и ограничителя скорости.
Даже если мощность двигателя снизить до 30 л.с., инвалид может позволить себе полноценный автомобиль вместо моторизованной инвалидной коляски.
При необходимости в дальних поездках задние сиденья можно сложить, превратив салон в спальную зону. Конечно, это не номер класса люкс, но это лучше, чем ничего.
Кстати, подголовники в те годы считались редкой опцией, их доставали по знакомству и стоили они недешево — пара стоила более 20 рублей.
Управление и операции
Ранние версии ЗАЗ-968 оснащались «зеркальной» коробкой передач с необычным расположением передач: первая передача — назад, вторая — вперед. Это настоящее испытание для начинающих водителей: многие рисуют и вешают перед собой схему переключения передач.
В трансмиссионном приводе имеется значительный люфт из-за наличия в трансмиссии шатунов. По сравнению с канатными дорогами в «Волгах» или «Жигулях» эта разочаровала.
«Запорожец» позиционируется как городской автомобиль. Он довольно резвый при разгоне до 50-60 км/ч, но затем мощность падает. Крейсерская скорость на шоссе составляет около 70-80 км/ч, однако, согласно паспорту, максимальная скорость достигается на уровне 120 км/ч.
На скоростных шоссе система охлаждения двигателя была его ахиллесовой пятой — она никогда не использовалась в полной мере. Есть даже функция, которая заключается в том, что чем быстрее вы едете, тем сильнее нагревается двигатель.
Необходимо тщательно следить за скоростью и чистотой охлаждающих ребер — грязь может застревать между ребрами, ухудшая теплопередачу. Двигатель также очень чувствителен к регулировке зажигания и карбюратора.
Но у «Запора» есть и свои неоспоримые преимущества — дорожный просвет в 190 мм, плоское днище и хорошая нагрузка на ведущие колеса обеспечивают завидные внедорожные возможности. Мало кто из его одноклассников мог соперничать с ним в этом отношении. Подвеска также энергоэффективна и комфортна.
тормоз? Обычные барабаны не имеют усилителей, но для низкой динамики автомобиля их более чем достаточно.
Теперь поговорим о важном нюансе пепельницы, о котором я уже упоминал. Поэтому напоминаем курильщикам: находясь за рулем, никогда не выбрасывайте окурки в окно!
Из-за особых аэродинамических характеристик самолета «Запорожье» непотушенные окурки могут легко попасть в моторный отсек через воздухозаборник и стать причиной пожара. Как говорится, хозяин Ушастого усвоил эту мудрость нелегким путем.
Доступность и массовая привлекательность
ЗАЗ-968 стал по-настоящему гражданским автомобилем и часто был первой машиной в советских семьях. Это был самый дешевый, самый ухоженный и самый любимый автомобиль в Советском Союзе.
Запорожские казаки обычно передавались по наследству и служили своим хозяевам в течение многих лет. Всего в период с 1971 по 1994 год было выпущено более миллиона моделей 968 и 968M.
проходить
Хочу знать все Образование История автомобилей Советские автомобили ЗАЗ-968 Запорожье Двигатели ретро-автомобилей Яндекс Дзен (ссылка) Длинный пост 20 век Советское производство 70-е оборудование 20
Больше интересных статей здесь: Обзоры. ( https://avtoidei.ru/obzory.html )
Источник статьи: Автомобиль ЗАЗ-968. ( https://avtoidei.ru/obzory/23969-avtomobil-zaz968.html )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев