Интернет-открытка.
А как вообще праздновать?
Праздник — это не просто повод расслабиться, попировать, а полноценное и глубокое переживание события. Мы все хорошо чувствуем это на примере Дня победы. Включиться в смысл праздника Победы помогает нам объединяющее людей в едином порыве действо Бессмертного полка (даже когда он по разным причинам становился виртуальным). Но и простой день рождения по-настоящему праздновать — значит сосредоточить внимание и действия на имениннике, радовать его, думать и говорить о нем.
Само слово «праздник» происходит от слова «праздный». Это не о безделье, а о том, что в идеале мы «упраздняемся» от всех дел ради переживания события, памяти о нем. Именно об этом говорит четвертая заповедь Закона Божия.
Войти в суть празднуемого церковного события в полноте нам дает богослужение. В случае великих праздников — совершаемое накануне всенощное бдение. Но освоить богатство этого богослужебного содержания человеку, даже посетившему праздничную всенощную, удается далеко не с одного раза. Сначала пусть это будет просто захваченность атмосферой торжества и красоты, с проникновением только в отдельные слова, выражения и мысли из того, что поется и читается.
Даже без подготовки, без умения понимать богослужебный текст Господь может дать человеку на такой праздничной службе полноту радости, благодатное ощущение торжества. Это случалось и случается со многими, даже со впервые заглянувшими в храм людьми, — но это дар, подарок Божий, а совсем не обязательное, гарантированное явление. Если у вас сразу такого не случилось — это не значит, что надо махнуть рукой на дальнейшее и решить, что праздник не для вас. Он — для всего мира, и для вас тоже.
В сам день праздника на Литургии (первой ее части) поются главные его песнопения — тропа́рь и конда́к, и читаются связанные с событием отрывки из Апостола (Деяний или Посланий апостолов) и из Евангелия.
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн — герой евангельского повествования. Евангелия говорят от его жизни от самого зачатия до мученической кончины, которую мы и отмечаем в этот день.
Что случилось на пышном празднике в тот далекий день.
На службе утрени накануне праздника читается из Евангелия от Матфея:
«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» (Мф.14:1–13)
Нет комментариев