Годы раннего детства являются важным периодом в развитии ребёнка. Ранние годы жизни ребёнка очень важны, потому что они закладывают основу для всей остальной жизни. Именно в свои ранние годы дети учатся быстрее, чем в любое другое время в жизни. И неважно, есть у ребёнка особенности в развитии или их нет. Именно семья в жизни каждого человека играет важнейшую роль. Особенно это касается жизни ребёнка, личность которого ещё только формируется.
Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья и индивидуальных особенностей. В развитии ребенка выделяют несколько областей. Двигательное развитие, когнитивное или умственное развитие, речевое и коммуникативное развитие, социально-эмоциональное развитие, адаптивное развитие, навыки самообслуживания и правила поведения в обществе.
Речь и способность к коммуникации, то есть к общению, являются очень важной областью развития ребёнка. Но необходимо понимать, что эти способности не передаются ребёнку по наследству, а они формируются с момента рождения ребёнка и напрямую зависят от окружающей его семьи. Родителям важно знать, что формирование полноценной речи ребёнка зависит не только от его состояния здоровья, но и от благоприятного речевого окружения.
Чем раньше родители обращаются за помощью к специалистам, тем благоприятнее прогнозы на дальнейшее развитие. Давайте подробнее поговорим о том, что же такое речь и коммуникация. Речь – это процесс общения при помощи языка. Это наиболее распространенная форма человеческой коммуникации. Она наиболее простая и доступная в случае, если нет никаких нарушений в развитии. Общение или коммуникация в переводе с латинского «делаю общим», то есть это взаимодействие, это связь между живыми существами. Общение имеет более значимую роль для развития любого ребенка, чем словесная речь. Коммуникация или общение означает, что ребенок понимает вас, а вы понимаете его. Для общения люди используют не только слова или вербальное общение, но и такие важные средства, как жесты, взгляд, мимику и голос.
Дети общаются раньше, чем могут использовать словесную речь. В общении ребенок познает окружающий мир, выражает свои чувства и желания, поэтому общение в жизни часто важнее, чем словесная речь. Как же родители детей раннего возраста могут заметить, как их дети показывают то, что они хотят?
• Словами. Одно чёткое слово, два чётких слова, неясные слова или что-то, что звучит похожим образом. Например, ва- вместо воды.
• Звуками. Плач, крики, нытьё или другие звуки.
• Руками. Указывание на то, о чём хочет попросить или тянется к чему-то рукой.
• Телом. Движения к чему-то, попытки получить что-то самим ребёнком. Кладут руку родителя на объекте, который они хотят. Ведут кого-то за руку, по направлению к чему-то. Оглядываются на что-то, дают объект, обращаясь к родителям за помощью. К примеру, открыть коробку.
• Глазами. Смотрят на родителей, быстро смотрят на объект и потом на родителей. Уставятся взглядом на что-то.
• Лицом. Показывают эмоции, двигают бровями и так далее.
Как же развивается речь ребенка? Речь ребенка формируется постепенно, и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею. В дошкольном возрасте одинаково важное значение имеют все компоненты устной речи. Понимание обращенной речи, правильное восприятие и разлечение звуков речи на слух, словарный запас, грамматическое оформление речи, звукопроизношение и способность соединять отдельные слова в короткие или длинные предложения. Чтобы понимать, нуждается ли ребенок в помощи логопеда, необходимо знать закономерности развития речи детей, которая проходит ряд последовательных периодов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях. Каких же? Правильный режим, правильная речь окружающих ребёнка, правильное воспитание.
Предлагаю вашему вниманию очень короткую информацию о том, как формируется речь, чтобы иметь для себя ориентир в развитии речи детей.
На третьем месяце жизни у младенца появляются первые звуки Г, К. Этот период называется гулением, когда ребенок произносит много звуков, например, гласные а, агу, бу, согласные и так далее.
С 4-5 месяцев до 1 года у ребенка наступает период лепета. В это время начинается повторение отдельных звуков и слогов. Сначала ребенок сам, более четко, чем раньше, говорит мам, ма-ма-ма, бу-бу-бу, тя-тя-тя, то есть повторяет одни и те же слоги и звукосочетания. Вскоре он начинает повторять отдельные слоги и звуки за взрослыми, и к году он говорит от 10 до 20 слов. Внимательные родители всегда знают, какое слово может повторить их ребенок. Они не предлагают трудных, длинных слов, говорят слова медленно, отчетливо, связывая каждое новое слово с предметом, который дают ребенку.
С детьми, начиная с 4-5 месяцев, следует говорить только правильным языком, не подделываться, даже невольно под речь ребенка. На втором году жизни у ребенка с нормотипичным развитием происходит быстрое накопление словаря. К концу второго года словарь ребенка достигнет 200-400 слов. Обычно к 3 годам ребенок в общении с людьми пользуется развернутой фразой. В это время его словарь увеличивается до 1000 слов. Слова приобретают точное значение, ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стишки и рассказы, сказки, запоминает их и рассказывает. Обычно к 4-6 годам дети в норме овладевают правильным произношением всех звуков родного языка без специального обучения, лишь по подражанию правильному произношению взрослых.
У ребёнка 7 лет речь практически достигает уровня речи взрослого человека. В дальнейшем просто увеличивается и обогащается её словарный состав, развивается связная речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.
Татьяна Дзюбенко логопед
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев