Женский полк лётчиц-бомбардировщиц Евдокии Бершанской прозвали «ночными ведьмами». Но ходили слухи, что так их назвали только вражеские солдаты, сами себя они нарекли «ласточками». Конечно, военному мастерству им приходилось учиться с нуля, но лётный опыт у девушек был. Кто-то окончил авиационные школы и училища, а кто-то занимался в лётных кружках.
Евгения Жигуленко была выпускницей лётной школы, училась в Дирижаблестроительном институте — теперь это институт имени Циолковского. Во время войны услышала о наборе в женский авиационный полк и сразу пошла записываться. Её отправили доучиваться: улучшить лётную подготовку и получить подготовку штурмана. В 1942 Жигуленко сдала экзамены и оказалась на фронте.
Каждая сброшенная бомба была — минус склад с тёплой формой или оружием, минус пушка, минус полоса на вражеском аэродроме, минус, минус, сплошной минус врагу. В плюс выходили жизни наших солдат. Больше вылетов — больше бомб. Евгения за войну сбросила их почти 200 тонн.
В женском полку не было современных истребителей, способных вести бой. Хочешь летать на одном из них — записывайся в смешанные полки: были и такие. У девушек Бершанской были бипланы. Над землёй летали низко, сбить их из орудия или расстрелять из другого самолёта — плёвое дело. Но часто лётчицы не брали с собой ни пулемётов, ни парашютов.
Биплан мог поднять очень ограниченный вес; минус оружие давало плюс бомбу. Лётное мастерство, к тому же, давало больше шансов спастись, чем пулемёт или парашют. Каждая из выживших лётчиц полка была настоящим виртуозом штурвала.
Цель поражали без радионаводки, при светомаскировке, чуть ли не угадывая её шестым чувством. Возвращаться тоже было непросто, родную взлётную полосу обозначали открытые только с одной стороны фонари.
Сбрасывали не только бомбы. Попавшим в окружение доставляли еду, боеприпасы. Потом солдаты вспоминали, что всегда знали, девушка была на биплане с «посылками» или парень. Парни летали молча, девушки обязательно выкрикивали что-нибудь подбадривающее. Звонкие приветы с неба действительно поддерживали. Если самолёт пролетал молча, как будто чего-то не хватало.
После войны она продолжала служить в ВВС. За штурвал уже не пускали — летала на Дальнем Востоке штурманом. Отлетала ещё 10 лет. Потом уволилась, переехала в Сочи. Сначала читала лекции, но очень быстро стала делать карьеру чиновницей, дослужилась до начальницы управления культурой города, переехала, чтобы работать в министерстве культуры РСФСР, в Москву и… И всё бросила. Не того ей хотелось, совсем не того.
Легендарные лётчицы едва оставили след в культуре. Побыли героинями комедии «Небесный тихоход», мелькнули в драме «В бой идут одни старики». По их воспоминаниям сняли документальный фильм. Но разве не стоили они большего? Евгения поняла, что или сама она запечатлеет ещё горячую, ясную память о подругах, или не останется никого, кто смог бы это сделать со всем знанием.
Она пошла учиться на кинорежиссёра в институт. Именно с этой целью — снять однажды фильм о дорогих своих девчонках. Тех, кто полностью прошёл с ней трудный путь до победы, и тех, кто замолчал раньше. Евгения начала новую карьеру с нуля в 50 лет.
В 1981 году по телеэкранам прошла цветная драма: «В небе «ночные ведьмы»». Фильм зрителей тронул, пошёл он в прокат и за границу — и многих там удивил. Не фантастика ли?
Летчица, совершившая 968 ночных боевых вылетов, умерла в феврале 1994 года. Похоронили Евгению Андреевну на Троекуровском кладбище в Москве.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев