XIl в.
Монастырь св.Екатерины, Синай. Египет.
Иконографическая справка: Пещера с образами Богоматери и Младенца составляет центр композиции, а фигура Богоматери заметно выделена своими большими размерами и красным цветом Ее ложа. Мистический характер действа подчеркнут изображением светового луча, падающего с небес на Младенца Христа в яслях. Особый акцент поставлен на скорбный лик Богоматери или на ясли Христа, которые в соответствии с древней традицией уподоблены алтарному престолу. При этом сам спеленутый Младенец напоминает о завернутом в плащаницу теле погребаемого Христа, прообразуя Искупительную жертву. Фоном служит пламеобразный контур черной пещеры, вызывающий зрительную ассоциацию с адской пещерой из "Сошествия во ад" и косвенно напоминающий о будущем Воскресении; таким образом сознательно сопоставлены разновременные полюсные события истории спасения. В этом композиция следует литургическим текстам, поэтически сравнивающих "Рождество" и "Распятие", представляющих как одно целое Воплощение и Искупительную жертву. Купель в сцене омовения показана в виде византийского литургического потира, в котором приносится Евхаристическая жертва. Кроме собственно "Рождества" изображены многочисленные связанные с ним события, в том числе и известные только по апокрифическим источникам. При этом все эпизоды показаны как одна длинная сцена, последовательно разворачивающаяся в пейзаже гористой пустыни. Вверху изображены два хора ангелов, возглавляемых архангелами в императорских облачениях. Они совершают небесную службу, прославляя чудо воплощения на земле Богомладенца. По сторонам изображена история волхвов, разделенная на три эпизода: их приезда, поклонения Младенцу Христу и отъезда. При этом волхвы, в соответствии с древней традицией, показаны трех разных возрастов, символизируя бесконечное время. Младенец Христос благословляет волхвов двумя расставленными руками, подобно архиерею в храме, которому поклоняются трое священнослужителей с Востока. Справа вверху - "Благовестие пастухам", которое включает восходящие к античным буколическим сценам изображения пасущегося стада и мальчика, играющего на флейте. С другой стороны композиции показано иное благовестие - "Сон Иосифа" - чудесное событие, непосредственно предшествовавшее Рождеству. Под Богоматерью на ложе, в качестве одного из смысловых узлов всей композиции, размещено "Омовение Младенца", представленное как некий священный ритуал. Оно дополнено редчайшей для Византии и иногда встречающейся в поздней русской иконописи сценой "Несение купели", изображающей повивальную бабку Саломию, с апокрифическим именем которой связано чудо об отсохшей и ожившей руке. Саломию сопровождает ее помощница и указывающий путь юноша, который в русских вариантах сцены изображается как ангел. Следующими по времени в нижних регистрах показаны события, связанные с преследованиями Ирода. Слева "Елисавета, прячущаяся с младенцем Иоанном Крестителем в чудесно расступившейся скале", затем читается "Бегство в Египет" с фигурами Богоматери с Младенцем на осляти, Иосифа и его сына. В сцену включено изображение города, во вратах которого стоит фигура в царских одеяниях, протягивающая молитвенно руки навстречу Богомладенцу и Владыке мира. Весь нижний регистр композиции занимает перенасыщенная натуралистическими деталями сцена "Избиение младенцев" с фигурой Ирода на троне, отдающего приказы. Таким образом на одной иконе представлен целый цикл "Рождества Христова", который достаточно точно соответствует текстам, читаемых на богослужениях в связи с празднованием Рождества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1