(Старый стиль 20 октября)
Седмица 19-я по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших
Дмитриевская суббота была установлена в XlV веке после Куликовской битвы (1380) , когда князь Дмитрий Донской, считавший своим покровителем святого Димитрия Солунского, распорядился ежегодно поминать память более 250 тысяч воинов , погибших на Куликовом поле в ожесточенном бою с Золотой Ордой.
"С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле"…
В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу. В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:
"О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим".
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим (в отличие от весенних: радоницких и троицких).
Во многих местах России поминовение близких в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось трапезой с выпивкой, воспоминанием добрых качеств и поступков усопшего. Во время трапезы вспоминали добрые качества и поступки усопшего. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах.
Мы в ответе за грехи наших предков до седьмого колена. Наши потомки в седьмом колене будут замаливать наши грехи. Наши близкие и родные, отошедшие ко Господу, уже ничего не могут сделать, чтобы исправить свою греховную ситуацию. Многим из них очень тяжело с таким багажом. Своими молитвами о них мы можем облегчить их участь.
Молитва – это не только разговор с Богом, это труд, а для многих даже подвиг. Прийти в храм и отстоять литургию – это тоже труд.
К тому же, молясь за умерших, мы себе создаем благо. Себе они ничем не могут помочь, но видя наше усердие и старание, они молятся за нас. По их молитвам налаживается и исправляется наша с вами жизнь. Тот, кто чтит память предков, из любой сложной ситуации всегда выйдет победителем.
Димитриевская родительская суббота – это время памяти и воспоминаний, время молитв.
Димитриевская суббота несёт в себе ещё особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев