Конец XIX века. Круг И.С. Хрустачева, Сергиев Посад
Дерево, резьба; 27,2 x 29,8 см
Собрание Музея имени Андрея Рублева
Икона Богоматери, именуемая в русской традиции Иерусалимской или Гефсиманской, относится к варианту иконографического типа Одигитрии, где Младенец сидит на правой руке Богоматери (греч. Дексиократуса - Праворучица).
Иконы Богородицы с Младенцем на правой руке известны в древнерусской традиции с глубокой древности: таким был чтимый образ Богоматери в новгородском Софийском соборе, не имевший собственного названия.Списки с него были очень популярны на рубеже XV-XVI веков.
В начале XVIII столетия этот иконографический тип обрел свое русcкое название в связи с проводившимися в Успенском соборе Московского Кремля работами по поновлению находившихся в нем древних икон. Иконописцем Оружейной палаты Кириллом Улановым была среди прочих поновлена древняя, возможно, привезенная из Новгорода икона Одигитрии с Младенцем на правой руке. Тогда же образу была приписана легенда о его создании в Иерусалиме апостолом Лукой, привозе князем Владимиром после крещения из Корсуни в 988 году в Новгород и перенесении оттуда Иваном Грозным в Москву в 1571 году.
Деревянный резной складень, созданный в XIX веке резчиками Сергиева Посада, в центральной своей части воспроизводит образ из Успенского собора Московского Кремля. Дополняют композицию изображения на створах великомученицы Екатерины и мученицы царицы Александры.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев