Екатерина II в 1764г. и 1782 г. подарила иконы и литургическую утварь в греческую церковь Св. Троицы города Ливорно.
Ливорно во время русско-турецкой войны 1768-74 годов стал важнейшей стратегической точкой Средиземноморья. История храма восходила к XVI веку. В католической Италии город Ливорно, получивший статус «порто-франко», отличался своей удивительной по тем временам веротерпимостью. Эллины были приглашены туда тосканскими властями, желавшими с их помощью развить морскую торговлю и покончить с пиратством.
Екатерина, узнавшая о храме накануне войны с турками, одарила греческую общину ценнейшими предметами - это стало дипломатическим актом.
Первое пожертвование составляли книги, потиры, дискосы, иконы в окладах.
Второе дарение (которое включало иконостас )было привезено из Порто Маон, Минорка, другой стратегической базы русского флота, где православная церковь закрылась после перехода острова от английского под испанское владычество. (В Порто Маон иконы и литургическая утварь были посланы прямо из Санкт-Петербурга ,зимой 1769-70 гг., с адмиралом Г.А.Спиридовым , при его миссии в Средиземноморье. )По предназначению и составу оба дарения очень сходные, но происходят из разных мастерских Санкт-Петербурга .
Поддержка ,отправка книг, икон и утвари со стороны России были более частыми и не ограничивались только этими двумя дарениями. К ними надо прибавить и канделябры, подаренные графом А. Орловым ,во время его перебывания в Тоскане.
Ссылаясь именно на Троицкую греческую церковь, граф А.Орлов выманил из Пизы даму, вошедшую в историю как княжна Тараканова. Он обещал ей православное венчание, но «свадебное путешествие» закончилось для незадачливой авантюристки камерой Петропавловской крепости. Итальянцы, кстати, были так возмущены дерзким похищением, что Орлов не решился более вернуться в Ливорно.
Россия даже пыталась включить ливорнийский храм в свои церковные структуры, на основании оказанной ему широкой благотворительности. Но этому резко воспротивился Александрийский патриарх, в ведении которого состоял приход .
О Троицкой церкви много писал в своих воспоминаниях граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, похоронивший в ее притворе отца, графа Дмитрия Петровича, знаменитого библиофила и эрудита рубежа XVIII-XIX веков, одного из первых директоров Эрмитажа. Греческий священник из Ливорно, Иоахим Валламонте, совершал богослужения в домовой церкви Бутурлиных во Флоренции и ради этого даже выучил наизусть славянскую литургию.
Все русские подарки оставались в церкви Св. Троицы, как органичная часть ее убранства до 1930-х гг., когда начались трения между Италией и Грецией. В 1935 г. было принято решение разрушить греческую церковь Св. Троицы. Сейчас на её месте — здание муниципалитета .
В 1930-х греческие власти успели перевезти в Афины часть икон и утвари .Однако большая часть предметов и икон была национализирована итальянскими властями, и помещена в Городской музей Ливорно .В 1946 г., после войны ,многие произведения пропали ( коллекция неоднократно перемещалась).
Итальянская администрация музея , никогда не публиковала полные списки, размеры и фотографии изъятого, возвращенного и „исчезнувшого“ (украденного) имущества церкви Св. Троицы, чтобы предотвратить его перепродажи, фальсификации или другие спекуляции. Она даже не искала потерянные предметы, своим молчанием и пассивностью сотрудничая с их похитителями. А ведь в экспозиции и депозитах Пинакотеки Ватикана сохранены иконостасные элементы греческого и русского типа „неизвестного“ происхождения.
Сохранившиеся иконы впервые были выставлены на второй национальной выставке возвращенных произведений искусства в Риме (палаццо Венеция) летом 1950 г. Из-за их критического состояния, по инициативе Министерства Культурного наследия в 1973 году было принято решение о фотодокументации, реставрации и каталогизации всего художественно-исторического наследия разрушенной греческой церкви Ливорно.
В 1974 году большая часть „более значительных“ икон была транспортирована в Пизу для реставрации, о которой очень мало известно. Судя по некоторым фотографиям, при этой интервенции русские иконы были очищены от потемневшей олифы.
Реставрационные работы были поручены одному „способному“ Фаусто Джаннитрапани. И когда, в 1978 г., отреставрированные иконы выставили в музее Пизы, перед изумленными глазами посетителей большие участки их красочного слоя и грунта начали отпадать. Это «ничем не объяснимое” отпадание - с самого начала выставки - продолжилось и после возвращения икон в музей Г. Фаттори в Ливорно. В каталоге этой выставки указаны только некоторые предметы (33 иконы из 38) с весьма скудными описаниями, и спорными атрибуциями.
В 2001 г. вышла и монография, которая впервые показала в цвете то, что осталось после эвакуации и реставрации русских и греческих икон.(Passarelli G. Le Iconostasi di Livorno. Patrimonio iconografico post-bizantino, Pacini Editore, Pisa 2001.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев