Блаженный Иоанн жил при Борисе Годунове и часто его обличал. Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (1616 г.; память 13/26 января) и предсказал ему нашествие поляков и их поражение. Часто встречались и были в общении с блаженным Иоанном Власатым, Милостивым, Ростовским чудотворцем (Жившего в XVI - Умер 1580 (1582)).
Блаженный Иоанн родился в конце XV – в первой половине ХVI века. Он известен подвигами благочестия в эпоху, предшествовавшую времени смутному и опасному для Русской земли. Блаженный был уроженцем Вологодской земли. В молодости он трудился на солеваренных заводах, за что его впоследствии называли «Водоносцем». Отсюда он ушел в Ростов, где начал редкий подвиг юродства. На голове он стал носить железный колпак, из-за чего его прозвали «Большим колпаком». Также он носил на пальцах тесные железные кольца, а на теле – тяжелые вериги из крестов. Питался святой подвижник хлебом и водой один раз в день. Часто бывало так, что блаженный Иоанн выходил на улицу, на народ, полагал на землю колпак и, стоя на нем, подолгу смотрел на солнце и молился. Прохожие смеялись над ним и оскорбляли его, но святой с кротостью и терпением переносил насмешки.
В Москве ходил босой и почти нагой даже в самые лютые морозы, предсказывал большие беды России, смутное время и нашествие поляков, говоря, что "в Москве будет много видимых и невидимых бесов".
Он безбоязненно говорил правду всякому, какое бы положение тот ни занимал. Даже самому царю Борису Годунову часто говорил слова: "Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет".
В Ростове он был знаком с преподобным Иринархом, затворником Ростовским († 1616; память 13/26 января). Посетив его однажды в Ростове (ок. 1580 г.), святой Иоанн пророчески предсказал ему нашествие поляков: «Даст тебе Бог поучать людей от востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей от пьянства. За беззаконное же пьянство и разврат Господь Бог нашлет на Русскую землю иноплеменных... Но их Святая Троица Своею силою прогонит».
Последние годы своей жизни блаженный Иоанн провел в Москве. Ходил он с распущенными волосами, почти обнаженный, даже и в жестокие морозы. Его поведение было вызовом мирскому самодовольству, поступки и порой загадочные слова намекали на скрытую повседневную жизнь. Блаженный Иоанн часто обращался с откровенным или обличительным словом к сильным мира сего, его знали даже и цари, терпя от него то, что не вынесли бы от другого.
Св. Иоанн сам предсказал свою кончину, испросив у протоиерея Димитрия, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, впоследствии названного собором Василия Блаженного, место своего упокоения.
В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По пути из храма блаженный исцелил человека, не владевшего ногой: как бы нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к погребению. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощения и завещал отнести свое тело к гробу блаженного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года.
О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Самый знаменитый русский храм, где и отпевали блаженного Иоанна, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем - Покрова на Рву. Но весь мир знает этот храм как - Храм Василия Блаженного. И во время отпевания Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Описывается это так: "И на том погребении Божье милосердие сотворилося. Было знамение с небеси, великий гром страшен и молния с огнем в храме образы попалил. Громом побило множество бесчисленное народа. Ризнича в алтаре до смерти убило, да дьякона Дмитрия Покровского замертво же вон вынесли и едва-ли его на ветру откачали. А батюшку Иоанна подняло выше церковных дверей и опустило его на землю. И был без языка полтора часа. И едва-ли от немощи своей оздоровел. В те поры, в церквах и возле церкви, бесчисленное множество народу молнии попалише и громом побише, а иных оглушише, а у иных руки и ноги поотшибоши, у мужей, жен и детей". Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы, и они выздоравливали.
Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины – 3/16 июля и в день обретения его нетленных мощей – 12/25 июня.
Служба и житие сохранились в списках XVII века.
В соборе Василия Блаженного хранятся вериги, состоящие из креста, пояса и цепей. По записи первого летописца Покровского храма, протоиерея Покровского собора И. И. Кузнецова, эти вериги принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак.
О чем молятся блаженному Иоанну Московскому?
Поток чудес не иссяк и после успения. Сохранились свидетельства об исцелениях:
• болезней глаз;
• глухоты;
• эпилепсии.
Известны случаи, когда болящие обращались в молитве к блаженному Иоанну, видели его во сне и выздоравливали. Иоанн Московский слышит и помогает всем, кто от всей души обращается к нему.
Святого Иоанна просят и молятся:
• в исцелении душевных и телесных болезней;
• умирении враждующих;
• обретении добродетелей: терпения, смирения, кротости;
• даровании праведной кончины;
• Найти утешение.
«Юродивые - это самые драгоценные люди церкви. Они выше мучеников. Они выше великомученика Георгия, Дмитрия, Екатерины, Варвары и тд. Юродивых запомните и чтите их. Их очень много. Это очень драгоценные святые. К ним за помощью прибегай в любое время и они тебе во всем помогут. Потому что они очень сильные, ибо к Богу близкие. Бог конкретный. И надо просить у Бога именно конкретных вещей».
Протоиерей Андрей Ткачев
Господь слышит всех, кто искренне, просто и с душой обращается к блаженному Иоанну. Просят блаженного Иоанна о исцелении болезней, в избавлениях житейских скорбей и бедах и многого другого.
Святый блаженный Иоанне Московский, моли Бога о нас!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6