Екатерина Георгиевна Градова родилась 6 октября 1946 года в Москве в семье известного архитектора, профессора, член-корреспондента Академии архитектуры и альпиниста Георгия Александровича Градова (1911—1984), погибшего при восхождении на Памир, и актрисы Театра им. Гоголя Раисы Ивановны Градовой (1923—2011). Катя получила прекрасное воспитание и образование. Сначала она училась в московском институте иностранных языков и собиралась стать переводчицей или педагогом. Но затем решила все изменить, выбрав, как и мама, актерскую стезю. Екатерина поступила в Школу-студию МХАТ (руководитель курса — Василий Марков), которую окончила в 1969 г.
С 1969 по 1971 год - актриса Московского академического драматического Театра им. В.Маяковского. Наиболее известная работа - в спектакле по пьесе А.Н.Островского «Таланты и поклонники» в постановке М.Кнебель. Спектакль был впоследствии экранизирован и актриса сыграла в этом фильме. С 1971 по 1987 год - актриса Московского академического Театра Сатиры.
Екатерина Градова начала сниматься в кино в 1967 г. Известность в кинематографе к актрисе пришла в 1973 году после выхода на экраны телефильма «Семнадцать мгновений весны», в котором она сыграла советскую разведчицу - радистку Кэт. Градовой достаточно было сыграть одну эту роль, чтобы ее узнали и полюбили миллионы телезрителей. «Это не просто роль, это судьба, — рассказывала актриса. — Мне напоминают о ней постоянно, даже спустя столько лет. Звонят, приглашают на какие-то встречи, просят об интервью».
Именно тогда, во время съемок телефильма «Семнадцать мгновений весны» у Екатерины Градовой начался роман с Андреем Мироновым, с которым она работала в одном театре. Уже на первом свидании Миронов сделал девушке официальное предложение руки и сердца. И Градова его приняла, несмотря на то, что влюбленные до этого виделись всего лишь несколько раз. В пору ухаживаний Миронов жил с родителями на даче и по утрам ездил в Москву, предварительно обломав всю сирень и набив банки клубникой. Все это он привозил в съемочный павильон и во время перерывов кормил Катю ягодами...
В 1971 году они поженились. «Наш брак был заключен по большой любви. Он оказался коротким, но не все, что коротко, лишено продолжения. Бывает, что одно мгновение прорастает в вечность, а десятки прожитых лет проходят бесследно. Наш союз был отмечен рождением дочери Маши», — вспоминала Екатерина Георгиевна.
Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой продлился недолго: уже в 1974 году они расстались, а в 1976-м официально оформили развод. Градова считала спустя много лет, что это было большой ошибкой. «Я не смогла переступить через один факт его биографии, который по молодости лет всегда воспринимается трагично. Теперь я, конечно, даже не придала бы этому значения. Я никогда не думала, что жизнь Андрея оборвется в сорок шесть лет, поэтому не подводила итогов в наших отношениях. Но всегда чувствовала, что он однолюб», — рассказывала Градова. Бывшие супруги сохраняли хорошие отношения вплоть до трагической смерти Миронова.
Внезапная смерть бывшего мужа перевернула жизнь актрисы. Мир для нее словно померк. Театр сатиры, где они вместе работали, стал тяготить. Она не могла заставить себя выходить на сцену, где играл Миронов. И Екатерина ушла из театра. А чуть позже она тяжело заболела. Почти два года вообще никуда не выходила. Диагноз не могли определить даже кремлевские врачи. Однажды в больнице она случайно услышала, как врач сказал ее близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда Екатерина обратилась к Богу, и болезнь постепенно отступила. Вернуться к прежнему образу жизни она уже не захотела. Екатерина окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте. Создала благотворительный фонд «Обретение», который занимался детьми-сиротами и одинокими стариками. Преподавала в гимназии основы духовной нравственности и даже придумала предмет — «Живое Слово» — изучение словесности на основе Библии и русской классики. Потом купила дом во Владимирской области, стала совершать вместе с местными ребятишками паломничества по святым местам, учить их Закону Божьему, устраивать концерты.
В 1991 году Екатерина вышла замуж во второй раз. Ее муж - Игорь Тимофеев - бывший физик-ядерщик. «У нас духовный союз. Супруг разделяет мои взгляды и убеждения», — говорила Екатерина Георгиевна. Вскоре после венчания супруги взяли приемного ребенка. Алешу усыновили, когда ему было три года (он из того же детского дома, что и малыши в фильме «Семнадцать мгновений весны»). Он знает, что у него неродные родители: они не стали скрывать этого. Многие считали Екатерину Градову затворницей, она же не уставала делать добрые дела...
Екатерина Георгиевна Градова скончалась 22 февраля 2021 года в Москве на 75-м году жизни. Причиной смерти стал инсульт. Похоронена 24 февраля 2021 года на Аллее актёров Троекуровского кладбища Москвы, рядом с могилами актёров Андрея Мягкова, Валентина Гафта, Сергея Юрского и режиссёра Дмитрия Брусникина.
Призы и награды
Орден Дружбы народов (28.06.1982) - за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны».
Дочь Андрея Миронова и Екатерины Градовой - Мария Миронова - актриса кино и театра, народная артистка России (2020), служит в «Ленкоме» с 1996 года, в её фильмографии 70 работ.
Внук Андрея Миронова и Екатерины Градовой, сын Марии Андреевны Мироновой, - Андрей Игоревич Удалов (г.р. 1992), в 2014 году окончил ТИ им. Щукина (мастерская Владимира Иванова), с 2015 г. – актёр Театра им. Вахтангова. В его фильмографии 12 работ.
Алексей Суховерков, приемный сын Екатерины Градовой и Игоря Тимофеева, открыл свой первый бизнес. По профессии он – шеф-повар, работал в команде с именитыми коллегами, набирался опыта. А теперь основал свою компанию и даже представляется ради продвижения бизнеса фамилией мамы – Алексей Градов. Его кейтеринговая компания организует большие банкеты, обеды и ужины для семей и офисов. Мария Миронова всячески поддерживает приемного брата.
/ Материал подготовлен на основе информации открытых Интернет-источников
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1