Большинство специалистов не очень любят работать с так называемыми "межзубниками". Казалось бы, какая разница, как именно нарушено произношение? Нужно поставить звуки и все дела! Особенно, если проблема только в них, а с другими компонентами речи (грамматикой, слоговой структурой слова и т.д.) всё в порядке. К сожалению, именно этот вариант нарушения звукопроизношения считается одним из самых трудноустранимых. Потому что он очень часто связан с ЛОР-патологиями, миофункциональными нарушениями и дизартрией.
Девять из десяти детей, родители которых обращаются к логопеду для коррекции межзубного произношения, имеют проблемы с носовым дыханием. Очень часто у таких детей имеются аденоиды различной степени тяжести, которые не дают им нормально дышать НОСОМ. И дети начинают дышать ртом. Что, в свою очередь, способствует формированию неправильного положения языка в покое.
Да, язык должен лежать в ротовой полости определенным образом. Иначе не смогут нормально сформироваться глотание, прикус и звукопроизношение.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт.
Что же происходит, когда язык постоянно "лежит" на дне ротовой полости? При глотании язык толкает не верхнюю челюсть, а нижнюю, либо ребенок начинает прокладывать язык между зубами. Нарушается прикус, формируется межзубное произношение.
И, если не будет устранена причина проблем с носовым дыханием, поставленные звуки могут вообще никогда не войти в речь. Совсем. Особенно это касается свистящих (с, з, сь, зь, ц).
И даже после устранения причины, которая препятствует нормальному носовому дыханию (например, после удаления аденоидов) у ребенка останется стойкая привычка дышать ртом. И, чтобы научить его нормально дышать носом, придётся немало потрудиться.
Часто всё вышеописанное сочетается с пониженным мышечным тонусом (причём понижен он везде, не только в ротовой полости), плоскостопием и нарушениями осанки.
В большинстве случаев, даже при активном участии родителей и устранении всех неблагоприятных факторов, коррекция межзубного произношения занимает очень много времени. "Верхние" звуки (Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ и т.д.) входят в речь быстрее, а вот для автоматизации "нижних" звуков (С, З, Сь, Зь, Ц, Ть, Дь) приходится запастись горой речевого материала, большим мешком терпения.
Зачастую, приходится прибегать к помощи вестибулярных пластинок, трейнеров и миогимнастики.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев