Большинство специалистов не очень любят работать с так называемыми "межзубниками". Казалось бы, какая разница, как именно нарушено произношение? Нужно поставить звуки и все дела! Особенно, если проблема только в них, а с другими компонентами речи (грамматикой, слоговой структурой слова и т.д.) всё в порядке. К сожалению, именно этот вариант нарушения звукопроизношения считается одним из самых трудноустранимых. Потому что он очень часто связан с ЛОР-патологиями, миофункциональными нарушениями и дизартрией.
Девять из десяти детей, родители которых обращаются к логопеду для коррекции межзубного произношения, имеют проблемы с носовым дыханием. Очень часто у таких детей имеются аденоиды различной степени тяжести, которые не дают им нормально дышать НОСОМ. И дети начинают дышать ртом. Что, в свою очередь, способствует формированию неправильного положения языка в покое.
Да, язык должен лежать в ротовой полости определенным образом. Иначе не смогут нормально сформироваться глотание, прикус и звукопроизношение.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт.
Что же происходит, когда язык постоянно "лежит" на дне ротовой полости? При глотании язык толкает не верхнюю челюсть, а нижнюю, либо ребенок начинает прокладывать язык между зубами. Нарушается прикус, формируется межзубное произношение.
И, если не будет устранена причина проблем с носовым дыханием, поставленные звуки могут вообще никогда не войти в речь. Совсем. Особенно это касается свистящих (с, з, сь, зь, ц).
И даже после устранения причины, которая препятствует нормальному носовому дыханию (например, после удаления аденоидов) у ребенка останется стойкая привычка дышать ртом. И, чтобы научить его нормально дышать носом, придётся немало потрудиться.
Часто всё вышеописанное сочетается с пониженным мышечным тонусом (причём понижен он везде, не только в ротовой полости), плоскостопием и нарушениями осанки.
В большинстве случаев, даже при активном участии родителей и устранении всех неблагоприятных факторов, коррекция межзубного произношения занимает очень много времени. "Верхние" звуки (Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ и т.д.) входят в речь быстрее, а вот для автоматизации "нижних" звуков (С, З, Сь, Зь, Ц, Ть, Дь) приходится запастись горой речевого материала, большим мешком терпения.
Зачастую, приходится прибегать к помощи вестибулярных пластинок, трейнеров и миогимнастики.
Миофункциональные нарушения https://ok.ru/group/70000000836691/topic/156968758859091
Что это?
В последнее время приходит очень много детей с миофункциональными нарушениями. Что же такое миофункциональные нарушения?
Миофункциональные нарушения — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Прикус — это характер смыкания зубных рядов. Внешне нарушения прикуса проявляются изменениями пропорций лица, изменением положения отдельных зубов, нарушением смыкания зубных рядов и положения челюстей относительно друг друга.
Как распознать, что у ребенка есть миофункциональные нарушения?
🔸Губы ребенка находятся в разомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
🔸Ребенок часто дышит ртом?
🔸А если, попросите малыша проглотить слюну,вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?
🔸У ребенка при глотании видны зубы или язык?
🔸Прежде чем проглотить питье, ребенок надувает щеки?
🔸У ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
🔸У ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?
Если хотя бы на один из вопросов Вы ответили положительно, тогда есть необходимость обратиться к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений.
Внимание❗Не все ортодонты владеют методами миофункциональной коррекции! Если у ребенка есть проблемы с носовым дыханием/ прикусом/ положением языка во рту, если у него МЕЖЗУБНОЕ произношение, и при этом ортодонт отправляет вас ждать 12 (13 - 14) лет, обратитесь к другому специалисту. Поинтересуйтесь предварительно, работает ли данный специалист с дошкольниками и использует ли в своей практике трейнеры и вестибулярные пластинки.
В некоторых случаях коррекция звукопроизношения без миофункциональной коррекции просто НЕВОЗМОЖНА. Яркий пример - межзубность. Если межзубность сочетается с нарушением дыхания (у ребенка постоянно, в том числе во время сна, открыт рот), инфантильным глотанием (ребенок глотает, напрягая губы и подбородок), вы можете ГОДАМИ ходить к логопеду, но так и не автоматизировать звуки. Т.е. у логопеда ребенок будет говорить хорошо, но за пределами логопедического кабинета всё будет возвращаться на круги своя. И речь не придет в норму, пока не будут устранены вредные привычки, пока ребенок не научится правильно дышать и правильно глотать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев