Р. Храпачевский.
К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ МОНГОЛОВ В УЛУСЕ ДЖУЧИ (окончание).
Численность монголов в этих 9000 кибитках можно оценить в приблизительно в 55 тысяч человек. Дело в том, что численность семей у монголов китайскими современниками отмечалось как б`ольшая, чем у других, известных им, центральноазиатских кочевников – для сюнну, например, считалось в среднем 5 человек в кибитке. Данное соотношение обычно принимается и для других кочевых народов. Но у монголов начала XIII в. китайские путешественники отмечают иное положение. Так, Сюй Тин, побывавший в Монголии в 1236 г., пишет: «[Я, Сюй] Тин, наблюдал их [татар] обычаи – один муж имеет несколько десятков жен или более сотни жен… Чингис установил как закон, что необходимо их [татар] породе преумножать свое потомство» (Пэн Да-я, Сюй Тин 1940, с. 23а). А в разделе военного дела «Юань ши» сообщается, что по закону (ясе) времен Угэдэя в монгольскую армию не призывались из кибиток, где был только один совершеннолетний мужчина8. Очевидно, что таких кибиток было крайне мало, поэтому монголы могли себе позволить такую норму призыва, несмотря на огромную диспропорцию между весьма небольшим количеством монголов-завоевателей и многомиллионными массами завоеванных китайцев. Исходя из этого, можно считать, что в среднем монгольская кибитка насчитывала как минимум 6 человек9, поэтому 9000 кибиток удела Джучи и дают вышеуказанную оценку их численности.
Косвенным доказательством того, что не «4 тысячи» войск «размножились» (как это утверждается Рашид ад-Дином и Вассафом10), а именно 9000 кибиток удела Джучи дали основную массу монголов в Золотой Орде, является анализ родового состава более позднего кочевого населения Золотой Орды. Так как по «Памятке» из 13 000 воинов армии Джучи по крайней мере 12 000 относятся к родам хушин и кингит, то по идее они и должны были бы дать самую заметную долю родов в ордынском кочевом населении (если прав Рашид ад-Дин, сообщая, что только они и "размножились"). Но на самом деле можно говорить о значительной численности только тех родов, которые до сих пор отмечены среди прямых потомков золотоордынского кочевого населения – например казахов и ногайцев. А среди них отмечены как самые значимые роды джалаиры, хунгираты и кияты. Хушин и кингит среди них особо не отмечаются – т.е. их роль в Золотой Орде по сравнению с джалаирами и кунгиратами оказывается незаметной, что входит в противоречие с расматриваемым тезисом о «размножении» войск согласно Рашид ад-Дину.
Итак, можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что основной вклад в первоначальную численность монголов в улусе Джучи дали 9000 юрт/кибиток или примерно 55 000 человек, пожалованных в удел Джучи около 1209 г., и, видимо, состоявших в основном из близких для кият-борджигинов (исходного ядра улуса Чингисхана) родов/обоков – хунгиратов (анда-куда для киятов, т.е. род, поставлявший брачных партнеров для киятов и vice versa) и джалаиров (их онгу-боголов, т.е. «потомственных вассалов»). К ним надо присовокупить еще 13 000 воинов-монголов11 , оставшихся под командованием Бату после смерти Чингисхана и, видимо, закрепленных за ним Угэдэем после одного из курултаев (скорее всего 1229 или 1234 года). Итак, общее количество монголов, входивших в состав улуса Джучиева составляет около 70 000 человек.
Много это или мало? Для сравнения – население очень крупного по тем временам города Булгар в начале XIII в. по разным оценкам колеблется около цифры в 50 000 человек, а численность корпуса Субэдэя/Кукдая, который был первоначально отправлен (в 1224-1225 гг.) завоевывать всю западную часть Дешт-и-Кипчак и составленный в основном из монголов, кипчаков и канглов (они также вошли потом в костяк будущей Золотой Орды), была 30 000 человек. Факт преобладания немонгольского кочевого элемента в улусе Джучи известен давно, вопрос же состоит в оценке соотношения «монголов» и «немонголов». Как видим по изложенной выше оценке монгольского элемента, его численность была немалой и представлявшей по меркам того времени значительную величину. Поэтому вполне реалистичной представляется оценка соотношения монголов к немонголам в составе кочевого населения улуса Джучи при Бату как 1 : 2, выведенная из известий европейских путешественников (Плано Карпини, брат Юлиан). Таким образом, можно с большой долей вероятности считать, что в 20-30-х годах XIII в. собственно монголы составляли примерно треть от первоначальной численности улусников Джучи и его преемника Бату.
Использованные источники и литература
Золотая Орда, 2003 - "Золотая Орда в источниках, т.1 Арабские и персидские сочинения", М. 2003
История Вассафа, 2003 - "История Вассафа"// "Золотая Орда в источниках, т.1 Арабские и персидские сочинения", М. 2003
Палладий, 1910 - архимандрит Палладий (Кафаров) Старинное монгольское сказание о Чингисхане// "Труды Российской Духовной миссии, т.IV", Пекин 1910
Пэн Да-я, Сюй Тин, 1940 - Пэн Да-я, Сюй Тин Хэй-да ши-люэ (Краткие сведения о черных татарах)// Ван Го-вэй Хайнин Ван Цзин-ань сяньшэн ишу (Посмертное собрание сочинений господина Ван Цзин-аня из Хайнина), т. 37. Чанша 1940, «Шанъу иньшугуань» (кит.)
Рашид ад-Дин, 1952(1) - Рашид ад-Дин Сборник летописей, т. I, ч. 1, М.-Л. 1952
Рашид ад-Дин, 1952(2) - Рашид ад-Дин Сборник летописей, т. I, ч. 2, М.-Л. 1952
Санжеев, 1964 - Г. Санжеев Старописьменный монгольский язык, М. 1964
Скрынникова, 1995 - Т.Д. Скрынникова Представления монголов XIII века о харизме и культ Чингисхана// "Тайная история монголов": источниковедение, филология, история", Новосибирск 1995
Сокровенное сказание, 1941 - С.А. Козин Сокровенное сказание, М.-Л. 1941
Юань ши, 1976 - Юань ши (История династии Юань), Пекин 1976, «Чжунхуа шуцзюй чубань» (кит.)
Togan, 1962 - A.Z.V. Togan The Composition of the History of the Mongols by Rashid Ad-Din// Central Asiatic Journal, Vol.7, №1. 1962
Примечания и комментарии
1. Монгол по национальности, ранее служивший в Китае каану, пока в 1286 г. не переехал в Иран. Ахмед Заки Валиди Тоган, специально исследовавший все рукописи «Джами ат-таварих» (как персидские, так и арабские), пришел к выводу, что первоначально существовало монгольское историческое сочинение, ставшее основой для первого тома «Джами ат-таварих» и которое Рашид ад-Дин с его коллективом сотрудников перевели на персидский язык, отредактировали и дополнили. Автором этого монгольского сочинения А.З. Валиди Тоган считает Пулад-чэнсяна (Болад в монгольской огласовке) и его монгольских помощников (см. Togan, 1962, pp. 63-71).
2. В зависимости о характера реестра: нормативная величина была бы в главном военном реестре, а реальная – в документе сверки такого реестра с реальными численностями войск после сбора/смотра.
3. См. например в «Юань ши» биографии: уруута Чжурчитая (цз. 120), салджиута Нюрына (цз. 129), джалаира Ауругчи (цз. 131), татарина Далджира и джалаира Тогона (оба – цз. 133) или баяута Хэвшана (цз. 134). Данные примеры выделены из общего массива монгольских имен с окончаниями на –тай/–дай, часть которых не относится к рассматриваемой модели (с окончаниями на –тай/–дай в названиях их обоков, как показателей совместного падежа), а является разговорной формой, в которой суффикс показателя качества –ту/–ду заменялся на –тай/–дай (Санжеев, 1964, стр. 55), и которая часто использовалась в обычных именах типа Чагатай, Алчидай etc. Это особенно очевидно для случая Чжурчитая, который в «Юань ши» представлен как Чжурчитай уруутай, т.е. само его имя не содержит показателя совместного падежа (относится к типу таких имен как Чагатай). Сводчики же «Юань ши» в названии его обока сохранили форму на –тай/–дай – как совместного падежа из какого-то оригинального документа юаньской (монголо-китайской) канцелярии, в котором имя Чжурчитая фигурировало в составе формуляра, сходного с рассматриваемыми в данной статье отражениями таких формуляров у Рашид ад-Дина. Наблюдения монголоведа Т.Д. Скрынниковой в отношении "Сокровенного сказания" - памятника, сохранившего аутентичные лексику и образцы документации чингисовой эпохи, также подтверждают вышеприведенное: она считает, что аффикс –тай/–дай в тексте "Сокровенного сказания" использовался для выражения обладания, а кроме того этнонимы с добавлением этого суффикса могли означать главу соответствующего рода/обока (см. (Скрынникова 1995, стр. 75))
4. Существование таких формуляров не является предположением, так как в «Юань ши» не раз цитируются реальные документы монгольской канцелярии рассматриваемого периода, в которых присутствуют подобные формуляры. Так, в цз.98 есть подробное цитирование императорского приказа Хубилая от сентября 1260 г. о передислокации нескольких подразделений войск, в котором тщательно перечислены все имена командиров, их должности и численности войск, находившихся под началом каждого из них. При этом формат данной информации в основном совпадает с предложенным выше формуляром, например: «Дарахай, даругачи портов в Цанчжоу, вместе с войсками [общим числом в] 100 человек» [Юань ши, 1976, цз. 98; с. 2510] – с единственной только разницей сравнительно обычного формуляра: здесь указание на род, откуда берутся подведомственные командиру войска, заменен на указание юрисдикции Дарахая – подведомственные ему порты, где он мог набирать воинов.
5. Сам Пулад-чэнсян умер около 1310-1311 гг.
6. Китайская транскрипция киданьского термина эквивалентного тюркскому tarqan, известному еще в Тюркском каганате в качестве названия высших военных предводителей. В «Юань ши» он относится, как правило, к тысячникам, которые командовали тысячами войск, составленными из воинов их собственных родов/обоков. Часто в таких случаях такой тоусян, будучи номинально тысячником, на самом деле командовал несколькими тысячами, у каждой из которых был свой реальный командир – собственно тысячник в исходном значении этого слова. Данная практика вполне соотвествует статусу тарханов у монголов, как владетелей кочевого удела и командиров своих собственных военных сил (не путать с более поздней коннотацией слова darxan у монголов, расширенной сравнительно с главными значениями tarqan у тюрок и киданей, и означавшей лиц, освобожденных волей хана от различных повинностей и получивших различные иммунитеты и владельческие права, которое со временем вообще приняло узкое значение «свободные, отпущенные из рабства»). Сюй Сун (китайский историк XIX в., автор комментариев к китайским источникам по кочевым народам) приводит выписку из юаньского документа при пояснении слова талахань (собственно это обычная форма китайской транскрипции слова тархан в «Юань ши») в китайском тексте ТИМ: «Талахань значит старейшину в целом государстве. Государь (Чингисхан) сказал приближенным: «Те (враги), не ведая воли неба, хотели погубить меня; этот человек (Кишлих), известивший меня, почти то же, что посланец самого неба; я обещался даровать ему свободу и талахань». По сему пожаловал ему царский шатер, посуду и музыку при угощении, как фамильному князю (выделение мое - РХ)» (Палладий, 1910, с. 104). Т.о. первоначальное понятие тархана (тоусяна) у монголов Чингисхана означало по сути владетельного князя, практически приравненного к чингизиду-владельцу удела.
7. Например в юаньской эпитафии «Ю-чэнсян Целе-гун шэньдаобэй (Стела на пути духа правого чэнсяна, его превосходительства Кэрэита)» Сюй Ю-жэня («Чжунчжоу минсянь вэньбяо», цз.22) говорится: «Тот род, который считается [принадлежащим к] ‘семнадцати тоуся'» (см. комментарий Ван Го-вэя в Пэн Да-я, Сюй Тин 1940, с. 23б-24а).
8. Ср.: «В соответствии со старой системой, те семьи, в которых 1 совершеннолетний, не дают никого [в войска]; во всех семьях, в которых от 2 до 5-6 совершеннолетних – оставляются в наличии [т.е. в семье] по 1 человеку, а все остальные служат в войсках» (Юань ши, 1976, цз. 98; с. 2518) и «призыв в монгольские войска: от каждого двора с 2-3 совершеннолетними – 1 человек; [от каждого двора с] 4-5 совершеннолетними – 2 человека; и [от каждого двора с] 6-7 совершеннолетними – 3 человека» (Юань ши, 1976, цз. 98; с. 2509).
9. С точки зрения демографии, состав такой среднестатистической семьи должен быть определен как 2 совершеннолетних мужчины, 2 женщины и 2 детей.
10. Рашид ад-Дин: «В настоящее время большая часть войск Токтая и Баяна есть потомство (насл) этих четырех тысяч» [Рашид ад-Дин, 1952(2), с. 275]. При этом Вассаф утверждает, что «четыре личные тысячи Джучиевы…, составлявшие более одного тумана живого войска, находились под ведением старшего брата Хорду» (История Вассафа, 2003, с. 268), т.е. у него есть тоже указание на б`ольшую численность этих войск, чем заявленные 4 000 у Рашид ад-Дина.
11. Существование значительного числа только мужчин монголов в составе первоначального ядра улуса Джучи хорошо объясняет известный феномен быстрого отюречивания монголов в Золотой Орде – женившись на местных женщинах, эти мужчины-воины передоверяли воспитание своих детей женам, тем самым обеспечив полное восприятие местной тюркской культуры и языка первым же поколением своих потомков. Этот процесс ярко описан арабским автором середины XIV в. ал-Омари: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они [Татары] смешались и породнились с ними [Кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого, что Монголы [и Татары] поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [Кипчаков]» (Золотая Орда, 2003, с. 105).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев