Дисциплина в армии рассматривается как один из важных факторов победы. Так что неудивительно, что наказания в таких формациях всегда отличались суровостью. Это просто стратегия выживания в условиях войны. Но если в сухопутных частях требования к дисциплине были столь высоки, то что тогда происходило во флоте, где от поведения одного члена экипажа зависели порой жизни сотен, а то и тысяч? А еще если принять во внимание, что в экипажах боевых кораблей часто оказывались такие персонажи, рядом с которыми прославленный Видок выглядел сущим дитятей? Капитанам приходилось держать буйных подчиненных в ежовых рукавицах, причем они вынуждены были постоянно выбирать некую золотую середину. Если строгости недоставало, команда распускалась, и корабль попросту терял боеспособность. Если с наказаниями переборщить, имелся шанс повторить судьбу "Баунти" с теми или иными вариациями.
У Стивенсона в "Острове сокровищ" спившийся экс-штурман Билли Бонс пугает посетителей таверны и юного Джима Хокинса рассказами о хождениями по доске и протаскиванием людей под килем. Любопытно в этом моменте то, что бывший приближенный флинта толкует не о пиратской практике, а о вполне уставных наказаниях, применявшихся тогда в парусном флоте. И суровые воспитательные меры эти имели распространение во всех парусных флотах мира с незначительной корректировкой деталей.
Когда Петр Великий создавал военно-морские силы России, ему уже не пришлось ничего выдумывать. Он просто использовал опыт Голландии и Британии, добавив к исходному букету немного французского плагиата. И потому "Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту" 1710 года можно считать документом, дающем представление о положении вещей в отрасли в целом.
Преступлений и проступков, подлежащих возмездию, насчитывалось много. А вот дисциплинарных мер – немного. Прежде всего для малых шалостей имелись арест и штраф. После серьезных проступков уже назначали телесные наказания, а то и смертную казнь. Причем способы последних варьировались в широком пределе.
Штрафами каралась прежде всего порча казенного имущества. И, по статистике, к офицерам эта мера применялась чаще, чем к рядовым матросам. Офицеры вообще имели много поблажек в сравнении с подчиненными, но где-то и с них спрашивали "по всей строгости закона". Но в целом к смерти приговаривали мало и не особо охотно – во флоте и без того существовал постоянный кадровый голод из-за высокой текучки – недостаток витаминов и лишения делали свое дело.
Арест полагался тем, кто, к примеру, попался на краже. Или за то, что ввязался в драку, не будучи ее зачинщиком. Или за опоздание на вахту (с увольнения тоже). Тут имелись вариации. Могли запереть в тесном помещении, где хранились канаты или якорная цепь, причем человек там мог располагаться в скрюченном состоянии, а климат напрямую зависел от погоды. В жару в таком ящике было душно, в свежую погоду – собачий холод. Но могли и просто заковать в кандалы и посадить где-нибудь на палубе на всеобщем обозрении.
Особой формой ареста (мало отличавшейся от телесного наказания) было помещение провинившегося (называлось это "созерцанием неба") на стеньге мачты во время качки. Постоянная циркуляция оказывала такое воздействие на вестибулярный аппарат, что и бывалых мореходов выворачивало от проявлений "морской болезни". А то виноватого привязывали к вантам и оставляли так на несколько часов, вроде апостола Андрея. Вообще, капитан мог придумать свой вид наказания. Только бы он походил на уставной в общих чертах.
Если кто-то опаздывал на вахту повторно или грубил вышестоящему, его пороли. В каких-то флотах использовали линьки (тросовая прядь с завязанными узлами), где-то – розги или кошки (плетка из частично расплетенного каната). Иногда приговоренному требовалось самому проходить через строй, причем за ним шел морпех и подталкивал штыком, чтобы тот не задерживался на одном месте. А в Британии, к примеру, часто пороли, привязав бедолагу к пушке. Причем простых матросов пороли голозадыми, а мичманам разрешали не снимать штанов – из уважения к чину.
При уклонении от авральных работ прописывали купание с реи. Человека привязывали за ноги и макали раз несколько в воду вниз головой. Требовалось уметь задерживать дыхание. Кстати, такое же наказание присуждали и за драку. Но это если драка шла на кулачках. Если же кто-то угрожал холодным оружием, то этим же оружием кисть провинившегося пригвождали к мачте. И требовалось освободить руку, протащив ее через эфес. Так что у матросских ножей развитой гарды не могло быть в принципе.
Если кто-то кого-то убивал, то применялся довольно жестокий вид казни. Убийцу и жертву связывали лицом к лицу, утяжеляли ядрами и выбрасывали за борт.
За самовольный уход с вахты, поста или сон во время этих действий виновный подвергался килеванию. Иногда до трех раз. То есть на веревке связанного человека проволакивали под днищем корабля. Если он не захлебывался, то обдирался о наросты днища и неровности обшивки. Собственно, выживали после трех таких процедур единицы.
За бунт, угрозу капитану или дезертирство (или еще за какие грехи, посчитанные как особо тяжкие), могли попросту повесить на рее. Это для простых. Достигших же офицерского звания предпочитали расстреливать. В качестве особой милости (при наличии прошлых заслуг) могли позволить командовать собственной казнью. К примеру, бросить платочек на палубу после того, как внутренне приготовился ко встрече с вечностью. Хотя это этот милый штришок едва ли успокаивал приговоренного.
Перечисленное выше создает впечатление, что служба во флоте являлась сущим адом. На деле особо строгие дисциплинарные мероприятия применялись очень редко. Дело в том, что и у команды имелись рычаги воздействия на излишне ретивого офицера. Скажем, "случайно" уронить на маковку с мачты какой-нибудь тяжелый предмет или сыграть злую шутку во время перехода на шлюпку. Так что старались все же мирно договариваться между собой и не обращать внимания на шалости. Порой дисциплинировали не сами наказания, а возможность их применения.
Материал сообщества Исторические сражения
На илл-иях:
Мятеж на корабле HMS "Hermione" в 1797 году. Разъяренные бунтари тогда ликвидировали всех офицеров. Художник: John Augustus Atkinson
Классическая прогулка по доске. Иллюстратор: Michael Welply
На корабле мореплавателя Фернана Магеллана, XVI век.
Килевание. Художник: Antoine Léon Morel.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев