Историк М. Казанский: стенограмма лекции о гуннах.
Страшные дикостью: гунны в Крыму.
Гунны, действительно, прославились. По крайне мере, известны большей части публики, как страшные и нехорошие. Я постараюсь их показать с несколько иной стороны. Более подробно рассказать о том, какими они были на самом деле. Общенародное представление хорошо представлено на этой картинке, которая происходит из французской всемирной истории [и] сделана сразу после Крымской войны.
Первый вопрос, который нас интересует, это вопрос происхождения гуннов: насколько они связаны со всякими восточными народами и их место в степной истории. На карте вы видите зелёную полосу, которая начинается от Великой китайской стены и идёт фактически до Дуная, до современной Венгрии. В этой полосе, с восьмого века до новой эры, проживают кочевые народы. И до этого были степи заселены, конечно же. Но с восьмого века то, что у нас принято называть скифским временем, появляются народы, которые характеризует кочевой образ жизни. О том, что это такое мы поговорим чуть позднее.
Так получилось в европейской истории, что каждые двести-триста лет, начиная от гуннов, с востока приходит какой-то новый народ. Как правило, передвижение идёт по полосе степей, задевает все окрестные народы, вызывает массу неприятностей у всех степных соседей. Из последних, наиболее известных, передвижений, это монгол-татарская миграция, экспансия. Последнее, действительно последнее, которое остановили пушки царя Алексея Михайловича, было передвижение калмыков в XVII веке. Оно прошло практически незамеченным, потому что им уже противостояло сильное централизованное российское государство, чего до того момента не было.
Обычно считается, что предками гуннов является народ сюнну, известный по китайским письменным источникам. Где-то, в третьем-втором веке до новой эры, обитавший на границе с Китаем. Их территория занимала современную Монголию и Забайкалье, вплоть до байкальского края. Сейчас сюнну хорошо изучены. На российской и на монгольской территориях найдены могилы их царей. Мы о них имеем очень хорошее представление. И, в общем, если принять во внимание все последние находки, то ничего общего с гуннами, появившимися в Европе, эти сюнну, похоже, не имеют, кроме некоего созвучия имён.
Естественно, есть некоторые отдельные археологические артефакты, типы стрел, типы кочевнических котлов, которые вроде бы «передвигаются» с востока на запад в это время и могут отражать некую миграцию народа. Может быть, не миграцию, а культурно-экономические связи, которые проходили по этой степи, мы не знаем.
Однако, официально считается, что сюнну являются предками гуннов. Но это серьёзно никогда и ни кем не было доказано. Те гунны, которых мы знаем в Европе по археологическим данным и по описаниям позднеантичных римских и греческих авторов мало напоминают то, что мы знаем о народе сюнну в Центральной Азии на границе с Китаем. Вполне возможно, что предками гуннов были какие-то кочевники более западного происхождения, где-то из степей современного Казахстана [и] Приуралья. Почему бы и нет.
Важно запомнить, что движение гуннов, это не какой-то исключительный момент в истории степи. Это очередное передвижение кочевников с востока на запад, которое происходит каждые двести-триста лет и связано, возможно, с климатическими изменениями в степной зоне, а также с некоторыми перестройками в социальной структуре кочевников. Появляется новая воинская элита, которая хочет завоеваний, хочет всех покорить. Это всё очень хорошо описано в истории Чингисхана. Легко представить, как это происходило и в другие времена.
Что касается европейских гуннов. Два источника об их происхождении. Первый, это язык. Второй, их антропология. К сожалению, с антропологией дело обстоит недостаточно хорошо. Потому что на сегодняшний день с гуннами связано, в лучшем случае, 40-50-60 погребений на всю Европу. Большая часть этих находок была сделана ещё в XIX веке, ну, если не в XIX, то в первой половине XX. Никакой антропологии не было. Так что, антропологический материал, свидетельствующий о характере гуннов, очень недостаточен. Проявляются некие монголоидные черты, но они не доминируют.
Из того, что нам известно. Обратите внимание на череп. На этом изображении он имеет характерную вытянутую форму. Видимо, даже наверняка, эта форма придавалась с помощью повязки, которую накладывали новорождённому младенчику на голову и, таким образом, голова вырастала в виде огурца. Это считалось модным и красивым. В Европе этот тип деформации черепа распространяется вместе с гуннами, но он не гуннский. Мы заранее знаем, что он не гуннский, потому что у их предшественников сармат и алан этот тип деформации существовал.
Ещё одна печальная деталь, при такой деформации, которую мы встречаем время от времени в гуннских могилах, антропологические черты лица изменяются, деформируются; что ещё более затрудняет антропологическое изучение этого народа. Скорее всего, речь идёт о какой-то очень смешанной группе, где присутствовали как монголоидные, так и европеоидные черты.
Ещё хуже обстоит дело с языком. Всё, что мы знаем из гуннского языка, это [во-первых] имена собственные. Названия народов, которые были переданы через греческий или через латинский язык античными авторами или германцами. Первая констатация: большая часть известных нам гуннских имён, а точнее имён гуннских правителей, германского происхождения. [Например], знаменитый Аттила в восточно-германских языках означает просто "батюшка". Скорее всего, использовать языковые данные для уточнения происхождения гуннов сложно.
Есть несколько заимствованных слов. Среди которых, в частности, узнаётся славянская "страва". Возможно, это отражает смешение гуннов. Языковое, этническое, культурное. Мы об этом поговорим. Но на сегодняшний день надёжного материала для заключений о языке гуннов у нас нет. Вот, что касается данных вспомогательных дисциплин. У нас остаётся история и археология.
Начнём с истории. Есть несколько авторов, латинских, в меньшей степени греческих, которые писали о гуннах. Из них некоторые были их современниками. Например, римский офицер Аммиан Марцеллин, который жил в это время и который лично гуннов, может быть, и не видел, но, по крайней мере, сталкивался с людьми, которые кое-что о гуннах знали. Ещё один автор, хорошо знавший гуннов, это Приск Панийский. Он с ними встречался, разговаривал. Поскольку, он был отправлен послом из Константинополя к Аттиле. Он лично общался с Аттилой. И [есть] ряд других авторов. Я сейчас не буду их называть.
Важно, что, судя по всем имеющимся у нас данным, в районе 370-375 года гунны нападают на алан-танаитов. Сармато-язычное ... ирано-язычное племя танаиты. Танаис, [это] Дон. На Дону [гунны, прим. ред.] разбивают их [алан-танаитов, прим. ред.] и врываются на территорию готского союза. На территорию современной Украины. Это первая версия появления гуннов в Европе.
Более поздние авторы и, например, Иордан, объясняли появление гуннов таким образом. На территории современной Румынии, Молдавии и Украины существовало готское королевство. Великий король Гермонарих отловил всяких зловредных ведьм, выгнал их в пустыню. Там ведьмы познакомились с местной нечистой силой и от их общения родились гунны, которые заявились в Европу.
Скорее всего, это всё было не совсем так. Я более склонен думать, что они пришли с более восточных территории. Как пришли? Есть [автор, прим. ред.] Аммиан Марцеллин, который описывает переход гуннов через Дон, нападение на донских кочевников и дальнейшее продвижение вплоть до Дуная. Повторяю, Аммиан Марцеллин, человек живший в то же время, в ту эпоху.
Есть и другие авторы, более поздние рассказы которых восходят, насколько я понимаю, к информации Приска Панийского. Я его только что упоминал, как посла византийского императора при Аттиле. Он, точнее его последователи, поскольку труд его сохранился только во фрагментах... из рассказов его последователей получается, что гунны подошли к Боспору Киммерийскому, то есть Керченскому проливу. Перешли через Боспор. Напали на народы, проживавшие, стало быть, в Восточном Крыму. Даётся длинный список этих народов. И затем, продвинулись через Крым на Украину и к Дунаю. Тоже, вполне возможная ситуация.
Последняя версия, что гунны прошли как через Дон, так и через Крым. Правда, возникает один вопрос: если на Дону появление в конце четвёртого века гуннов археологически выражено в полном исчезновении аланских памятников; люди исчезают, уходят; то в Восточном Крыму, где существует город Пантикапей, столица Боспорского царства.
...если бы мы не знали что здесь прошли гунны мы бы этого по археологическому материалу не заметили. Город продолжает существовать, на в некрополе Боспора совершаются богатые, буквально, царские захоронения. Не обеднели, не разорились, ничего, так сказать, ощущение, что никто к ним не приходил. Опять-таки, переход гуннов через Боспор не обязательно означает разгром Боспора Киммерийского. Могли договориться, могли припугнуть и их пропустили. Мы не знаем, как всё это происходило. По крайней мере, вот два пути появления гуннов в Европе. Ещё раз повторю через Дон, северный, вдоль берега Азовского моря и южный, через Керченский пролив.
Переходим к части, о которой вспоминать без содрогания нельзя. Когда читаешь описания гуннов у Аммиана Марцеллина или у галло-римского автора Сидония Аполлинария пятого века, то страшнее народа нет.
Описывается, что [гунны, прим. ред.] люди, которые не умеют ходить пешком, передвигаются только на коне. Они с очень развитым телом, сильные. При этом, у них ужасная голова. У них нет, практически, носа, а только какие-то две дырочки для дыхания. Видимо, описывается монголоидный тип. Они убивают всех и вся, кто бы им там под руку не попался. В общем, самое ужасное описание, которое только можно представить. Страшнее я видел только рассказы немецкой пропаганды о появлении [на территории Германии, прим. ред.] Красной армии в 1945 году. На этом уровне можно сравнивать.
Понятно, что и Аммиан Марцеллин, римский автор, и Сидоний Аполлинарий, галло-римский автор, это враги. Это те, кто с гуннами воевал, те, кто от них терпел всякие безобразия и, естественно, ничего хорошего прочитать про гуннов у римских и греческих авторов того времени нельзя. Сложно было бы ожидать из этих описаний, что это народ кочевнический, живущий в степи. Они очень не любят заходить в помещения и нахождение в доме считают, как бы, нахождением в гробнице. Это [из] рассказа Аммиана Марцеллина. Понятно, народ связанный с кочевничеством.
Теперь, что такое кочевничество? Я, может быть, скажу какие-то банальные вещи, но сказать их надо. Кочевничество, есть форма хозяйства, которая полностью зависит... где люди полностью, зависят от своих стад, с которыми они живут. Есть три вида кочевания. Надо понимать, что это тоже достаточно сложная система хозяйства, в которой главную роль играют два вида животных лошади и овцы. Более того, эти два вида взаимосвязаны, особенно зимой.
Есть такое понятие, как "тебенёвка". Зимой степь замерзает, покрывается гололёдом. Страшные ветры. Только лошади, с их мощными копытами, могут разбивать этот лёд. Система строения зубов у лошади такова, что, разбивши лёд, они съедают только верхушку травы. За ними идут овцы, которые сами разбить лёд не могут, но пользуются тем, что сначала прогоняют коней, и у которых зубы устроены по-другому, которые подъедают под корень. Поэтому, это оптимальное сочетание для степного хозяйства кони и овцы. Считается, что оптимальная цифра, это, пять-шесть лошадей на 20 овец. Можно себе представить, из кого состояло это стадо.
Теперь, виды кочевания. Очень часто, кочевники представляются в виде каких-то бродяг, которые гонят свой скот не знамо куда, которые продвигаются по степи в любом направлении. На самом деле, это, конечно, далеко не так. Известный советский археолог Светлана Александровна Плетнёва, которая очень много работала по истории кочевников, и специально занималась хазарами, более поздним временем. Она выделила три вида кочевания у степных кочевников по письменным источникам и, как потом выяснилось, эти три вида кочевания хорошо сопоставимы с археологическими находками.
Первый вид кочевания, так называемый, таборный, когда все кочевники, вся орда, сбивается в единый табор. Идёт, держась все вместе. Надо понимать, что собрать большое количество скота, означает обречь его на падёж. Эта орда должна всё время куда-то двигаться. Очень долго так жить сложно. К этому виду кочевания степные народы прибегают только в случае каких-то экстремальных событий. Например, война, когда нужно держаться вместе или миграция, когда все уходят и идут куда-то далеко. Это не нормальный вид кочевания, но он хорошо известен.
Второй вид кочевания, когда степь контролируется каким-то кочевым народом. Они эту степь делят на участки. Каждая семья, каждый клан знают свои участки и кочуют по очень определённому маршруту внутри своего участка. Не дай Бог, залезть к соседям. [Это] означает войну, убийство. При этом, как правило, зимой стада сгоняются куда-нибудь в ущелья, в долины рек. Туда, где их можно укрыть от ветра, а весной, осенью, летом они ходят по степи более свободно. Это вторая форма кочевания.
Интересно, что и в археологии эти две формы различаются. [При] первой форме, таборном кочевании, когда они идут одной ордой, в степи находят только отдельные разрозненные могилы кочевников. Как мы видим, это именно то, что мы знаем про гуннов. Второй способ кочевания, когда у каждой семьи у каждого клана свой конкретный маршрут. Они своих покойников хоронят в одном и том же месте, как правило, в районе зимовников, в долинах рек, и там возникают первые степные могильники. Например, у сармат, у скифов, у других.
Наконец, третий вид кочевания, поздний, который возникает уже при переходе, фактически, к государственной системе. Он, например, хорошо известен у татар Золотой орды и, чуть позднее, у крымских татар. Когда наиболее бедная часть кочевников, разорившаяся, у кого нет скота, начинает оседать на землю в местах зимовок. Туда, куда пригоняют скот, к зимовкам. Люди, у которых не так много скота, начинают жить там оседло. Сюда же пригоняют захваченных в плен рабов, захваченных мастеров, которые тоже расселяются. И чем дальше, тем меньше остаётся реальных кочевников. Население начинает оседать. С. А. Плетнёва эту форму заметила, например, для Хазарского каганата.
Последняя стадия кочевания. Это когда кочует только семья султана, семья хана. Или, просто, на лето в саду при дворце ставят палатку, куда владетель переезжает, чтобы продемонстрировать, что он, всё же, кочевник. Именно так жил последний ливийский лидер Муамар Каддафи. На лето он переезжал в сад, чтобы показать, что он, в общем-то, из кочевого рода. Все остальные, нормальные, ливийцы жили уже по городам и сёлам. Это три формы кочевания. Мы, когда перейдём конкретно к гуннам, увидим, какая у них была форма кочевания. Можно сказать сразу, в основном, первая.
*продолжение следует...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев