А. Зеленов.
Русское войско IX – X вв.
Под «войском Древней Руси» обычно подразумевают русские военные контингенты домонгольского периода. В период русской «древности» попадает и период становления русской государственности и образования самой страны Русь, название которой произошло от скандинавских колонистов, мигрировавших в Восточную Европу. Таким образом, под предысторией и генезисом, становления Руси следует понимать вооруженные группировки скандинавов – русов, приходивших в Восточную Европу и здесь оседавших. Изначально, судя по археологии, скандинавы не стремились колонизовать или захватить местные земли, они строили транзитные центры, стоянки (основание Ладоги относится примерно к сер. VIII в.), которые служили скорее перевалочными базами, нежели для постоянного жилья. Со временем такие стоянки обживались и превращались в те же торговые фактории – эмпории, с наличием постоянной прослойкой из жителей – как скандинавского так и местного происхождения.
Частью новые жители оседали в новых для них краях и давали потомство, которое постепенно, по всей видимости, отрывалось от своей исторической родины и подвергалось некоторой ассимиляции. Естественно, в среде скандинавских обществ, нашлись бы люди, которые стали искать счастья на чужбине – те, кому не находилось места на родине, те, кто хотел бы попытать счастья и добиться большего. И норманны, как повествуют письменные и археологические источники, это бродячие воины-торговцы. Поэтому следует предполагать, что и первые дружины скандинавов на Руси представляли собой те же самые дружины викингов, костяк которых составляли родичи. Занимались они грабежами и торговлей, воевали соответствующим образом. В подобных обществах чужаков редко принимали в свой состав, однако это не значит, что чужаков не принимали, тем более на чужбине, где требовалось восполнять военные потери, не говоря о потерях в силу разных причин – по болезням, смерти от ран и т.д. По всей видимости, мигранты переселялись семьями и в одиночку, и им в любом случае приходилось брать в жены местных девушек. А местные жители брали в жены чужаков. Археология поселений (Ладога, Рюриково городище) показывает соседство местного населения со скандинавскими переселенцами (и их потомками). Однако не следует думать, что местное население «поглотило» мигрантов. Скандинавские колонисты ассимилировались, но правовые документы и греко-русские договоры в поздних передачах летописей показывают, что потомки мигрантов продолжали держаться обособленно, составляя верхушку складывающегося русского общества. Следовательно, нельзя говорить о наличии славянских дружин, что славяне являлись неразрывной частью пеших дружин скандинавских мигрантов и их потомков. Сплав войска и разрастание социальной базы верхушки русского общества (когда она являлась еще «киевской») начнет происходить с XI в., с переходом на государственный тип управления и появления конных дружин – они появились как у князя, так и у городов (городовое ополчение).
Русское войско рассматриваемого периода представляет собой немногочисленные пешие вооруженные формирования, напоминающие скандинавские. Вооружены они были мечами, копьями, топорами, круглым деревянным щитом. Тело защищала кольчуга и металлический шлем. Численность русских войск данного периода, которые приводят разные хронисты отечественного и зарубежного происхождения, следует подвергать критическому анализу. Наиболее вероятными порядками численности русских дружин (и у разных военных предводителей) в данный период следует считать десятки и несколько сот воинов. В пользу данного мнения могут служить слова Гардизи о 100-200 русах, которые идут в земли славян.
По сообщениям арабских авторов, единого центра на Руси изначально не существовало, а русские летописцы, по всей видимости, строительство российской государственности изображают в упрощенной модели задним числом.
Однако, как о том можно судить по работам восточных авторов, замечаниям Константина Багрянородного о множестве архонтов у росов, да по археологическим данным, изначально скандинавские колонисты закрепились на русском Севере и только затем продвинулись на Юг, в Поднепровье, чтобы быть ближе к торговому пути в греки. На рубеж IX - X вв. падает строительство оборонительных укреплений в Киеве. Русь в это время представляла собою конгломерат разных военно-политических (и торговых) образований, между которыми не могли не возникать различные торговые и военные конфликты (в данную пользу может служить и конфликт Владимира Святославича с неким Рогволодом из-за Полоцка). В какой-то момент победил центр русов, находящийся на Среднем Днепре в Киеве.
В первой половине X в. возникает политическое образование, которое в общих чертах описывается в "Управлении империей" Константина Багрянородного. Центр новой державы, судя по византийскому трактату, находится в Киеве, откуда росы выходят в полюдье (т.е. "кружение") за сбором дани. С ноября по апрель происходит "кружение" по славянским землям, затем росы возвращаются домой. В летнюю навигацию, собрав все сплавленные в Киев лодки, росы переделывают их в морские суда и отправляются торговать в Константинополь.
До сих пор не утихают споры относительно отождествления «трех центров русий» – Куябии, Славии и Арсании с конкретными топонимами и географическими центрами. Не углубляясь в данный историко-историографический и историко-археологический вопрос, стоит отметить, что подобные известия о множестве различных политических центров, «русий», говорит о сложном и многоплановом становлении русской государственности, что, увы не нашло отображения в русских источниках в силу отдаленности описываемых событий и отсутствии элементарных сведений документального порядка. Множество письменных свидетельств о России начинает происходить только начиная с X века. К этому веку относятся различные сведения восточных, латинских и византийских авторов; а сведения русских авторов дошли в относительно поздних хрониках – Повести временных лет и Новгородской Первой летописи. Дополнительным материалом служат эпиграфические и фольклорно-эпические (саги) записи; монеты, клейма, эмблемы.
Единственное развернутое описание русского войска находится в «Истории» Льва Диакона (VIII. 4); еще одно описание войска русов (возможно, восходит к источнику/ам Льва Диакона) находится у армянского автора Асохика (Степанос Таронский) во «Всемирной истории» (III.8). К сообщениям данных авторов следует относиться осторожно. Они не являлись очевидцами описываемых ими событий; оба писали в русле письменной греческой историографической традиции. Поэтому не следует буквально воспринимать их слова. Соответственно, следует скептически относиться и к упоминаемым в «Истории» числам русских войск. Только у Льва Диакона упоминаются большие щиты русов, в то время, как у скандинавов в обиходе имелись круглые. Слова авторов о построении русского войска Святослава трудно интерпретировать однозначным образом. Из сообщения Асохика о «стене щитов» русов следует, что она была выставлена в оборонительной позиции, против атакующих пехотинцев царя – саларов. Из сообщения Льва Диакона следует только описание фалангообразного построения русского войска. Краткость описания не позволяет полноценно реконструировать тактику и вооружение русского войска времен Святослава.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев