Несколько слов о польском сарматизме.
...Вы природные сарматы, воспитанники могучего Марса, а предки ваши некогда на Западе в Эльбе, а на Востоке в Днепре забили железные сваи, как памятники вечной славы...
(с) Из речи гетмана Ходкевича перед Хотинской битвой. 1621 год.
Если вы хоть немного интересовались позднесредневековой историей Польши, да и вообще Восточной Европы, вы, скорее всего, слышали про такое явление, как польский сарматизм. Чаще всего его понимают как стиль материальной культуры, в котором имитируется т. н. сарматский стиль в одежде, доспехах и т. п. Вот, например, польские гусарские доспехи "сарматского" типа - чешуйчатые: (см. 1 иллюстрацию)
Кроме таких доспехов, был еще и специфический "сарматский" стиль в одежде. Но самое главное - чисто внешней стилизацией "сарматскость" поляков не исчерпывалась. Это, что удивительно, была практически полноценная идеология. Идеология сословная - только для шляхты - и в то же время, можно сказать, и национальная, потому что шляхта, ака польское дворянство, себя считала отдельным народом от всего остального населения не только в целом Речи Посполитой, где обитала еще масса других национальностей, в первую очередь литвины (предки белорусов), и западные русские с Правобережной Украины, и немцы из Королевской Пруссии, а и от населения Короны, то есть собственно польских земель.
Вот есть Великая Польша, есть Малая Польша, там живут сарматы - то есть шляхтичи - и еще какие-то. Всякие хлопы-крестьяне, ремесленники, купцы... Это все - не сарматский народ. Шляхта - сарматский, а эти вот - нет. .
Причем "народ" в этом контексте - понятие... Юридическое.
Да, если вам кажется, что такая логика напоминает апартеид и нацизм - вам не кажется. Но обо всем по порядку.
Почему - сарматы?
Отождествлять с сарматами польская шляхта себя начала примерно в XVI веке. Во всяком случае, уже с этого времени этот термин появляется в текстах польских книжников и входит в разговорный оборот (вспомним речь гетмана Ходкевича, вынесенную в эпиграф). До сих пор неясно, кто именно первым это придумал, но, во всяком случае, сарматы как предки поляков упоминаются уже у Длугоша, Сарницкого, Бельского, Меховского и других польских историков конца XV - XVI века. В частности, Висла, по Длугошу, берет начало в Сарматских Альпах - а это Карпаты...)
Надо понимать, что тогдашняя историческая наука сильно отличалась в смысловом содержании от современной. Средневековая история касаемо древнейших времен в принципе, не имея материальных доказательств, базировалась на мифе. И в "выведении" поляков от сармат сработал тот же миф. Было известно, что в седой древности (Борута его знает, когда конкретно) на землях будущей Польши располагалась Сарматия (или, по-польски, Сармация). Некоторые даже уточняют - Западная, Европейская Сарматия, а Азиатская была... Угадайте, где, ага. Но тем не менее, забегая вперед, обитателей этого самого "угадайте где" правоверные поляки за сармат вовсе не считали. Они не считали за сармат даже литовскую шляхту...
Сарматы, в понимании позднесредневековых ляхов, это их несомненные предки. Называлось даже имя их легендарного первого царя - Асармот. При этом тогдашняя историография четко следовала в духе библейских традиций, и всех славян, в том числе сармат, выводила от общего первопредка - Иавана, четвертого сына Иафета, сына Ноя. О доказательствах речь не шла в принципе, по логике того времени на вопрос типа "А где пруфы?" мог последовать один-единственный ответ - удар саблей поперек шеи.
Вот и все пруфы.
Бельский:
"...Отцом нашим христианским был Иафет, младший сын Ноя, который пришел в края полунощные, в Европу. ... А затем сын его Гомер, с сыном своим Аскеназом, или Яскеном, основали сарматов."
Стрыйковский и Сарницкий, польские историки и книжники XVI века, называют предком сармат Мосоха, сына Иафета, а первоцаря сармат, легендарного Асармота - кровником Мосоха. Потом по такой примерно логике от всех этих товарищей выводился не менее легендарный Лех - основатель Польши как таковой, старший из трех братьев - Леха, Чеха и Руса. Далее начинались диспуты в квазиисторических дебрях - были сарматы славянами или все же не были? Мнения историков разделялись уже тогда, но это, в принципе, неважно.
Четко сформированная точка зрения "сарматы - наши несомненные предки, сто пудов!" в XVI веке уже была распространена среди всей польской шляхты. В подробности же она, шляхта, не вдавалась - там и читать-то умел один из десяти...
Грубо говоря, нация для собственного самоудовлетворения нуждалась в поиске неких великих первопредков. По обычаям того времени - первопредки должны иметь непременно библейское происхождение, но также и непременно воинско-героическое. Древний сармат (в представлении скорее мифическом, чем реальном, о реальных сарматах поляки имели крайне слабое представление) воспринимался образцом воина, богатыря, витязя. "Если воин, то, наверное, сармат" - как писал очередной книжник того времени.
Если что, к слову говоря - в России как раз этого времени складывался собственный глобальный идеологический миф, только на совсем другой основе. "Москва - третий Рим, и четвертому не бывать", Москва - наследница Византии в духовном и материальном смысле, и вот это вот все. Ягода другая - а песня та же самая. Та же идея национальной исключительности, только на другой базе.
Как говаривал дон Румата - не воротите нос, ваши собственные предки были не лучше...))
Как шляхта стала "сарматским народом"
Уже с конца XV века, при Длугоше, чему он сам был свидетелем, польское дворянство - шляхта - начинает жестко сепарировать, отделять себя от остальной польской нации. У нее появляются собственные... Мы бы их назвали идеологами.
Сам же Длугош:
"Польская шляхта вожделеет славы, охоча до военной добычи, опасностями и смертью пренебрегает, а присяге не верна, тяжка для подданных и людей низших сословий, в речах безрассудна ... монарху своему верна, призвана к занятию земледелием, к гостям и чужеродцам отзывчива, славится гостеприимством и превосходит другие народы."
Обратите внимание на сакральное "присяге не верна", кстати...) Пусть вас не смущает противоречие с дальнейшим "монарху своему верна". Верность монарху в понимании польского шляхтича - это понятие такое, абстрактное. Это верность символу. Вот король на троне есть, это символ, и достаточно. Выполнять его приказы совершенно не обязательно. Мало ли чего он там хочет, на какую такую войну - ему надо, пусть сам едет...))
Это логика такого же типа, как - возьмем, по моей любимой привычке, пример с другого конца земного шарика - у японцев с их императором. Император есть. Это символ. Выполнять же его приказы совершенно необязательно. Слушаться надо своего дайме и, в широком смысле, сегуна - военного правителя. В этом отношении сегун и дайме - это полные смысловые аналоги польских магнатов...
— Тут у вас как-то чудно! — сказал Винтик. — Зачем же вы слушаетесь полицейских и ещё этих… как вы их называете, богачей?
— Попробуй тут не послушайся, когда в их руках все: и земля, и фабрики, и деньги, и вдобавок оружие!
(с) Носов, "Незнайка на Луне"
Ожеховский в XVI веке вообще взялся выводить поляков от древних греков:
"Мы все, чем обладаем, приписываем Грекам, черты которых, как хорошие, так и плохие, наследуем. Наследуем достоинства греков, потому что по примеру греков блистаем в науках, награждены их доблестями, столь же быстры в речах и мужественны в поступках. Наш народ славится умеренностью, красотой... Искусства и владение словом мы заимствовали из Афин, а красоту и порядок - из Спарты. Таких предков имела наша Отчизна."
К 60-м годам XVI века в польском обществе воцарила точка зрения, что шляхта и плебс (называвшийся совсем другим, простым и емким словом на букву "б") имеют разных предков. Предки шляхты - это те самые сарматы и есть, мигранты, завоеватели. Предки простонародья - это автохтонное население, славянское, но не сарматское. А сарматами завоеванное.
Поэтому когда польский книжник того времени говорит о народе - он имеет в виду исключительно "народ шляхетский". Шляхту. Которой было действительно до хрена - примерно 10% от всей массы населения. Больше миллиона так-то...)
Правда, солидная часть из всей этой братии была настолько нищей, что землю пахала не хуже крестьян, ручками - но это, как вы понимаете, другое. Сами же поляки об этом отзывались с горькой самоиронией: "Хоть босой, да с мечом". "Шляхтич в своем огороде всегда равен воеводе", и так далее...
Сармат, не хухры-мухры!))
И между собой шляхта консолидировалась не только по сословному, как русское дворянство, но и по национальному признаку. Она - особый народ. Сарматы. Это было одной из причин, одним из "обоснуев" того, что шляхтичи считали себя ровней друг другу вне зависимости от материального состояния. Материальные блага принято было демонстративно презирать. "Мы гордимся тем, что среди нас нет ни князей, ни графов." Это надо еще и понимать как "мы - братья, потому что потомки одного народа, и тем от низших отличаемся".
Panie bracie, tak. Потому в знаменитом привилее Сигизмунда Августа от 1550 года уже прямо сказано - "народ шляхетский" и "народ простой".
Два народа.
Выделившаяся позже магнатерия, те самые богатейшие магнаты - формально те же шляхтичи.
Дело усугубили первые в Польше выборы короля - в 1573 (выбрали Генриха Валуа, через год он от поляков сбег в родную Францию) - в них участвовала только шляхта, мещане (городское население) осталось за бортом. При этом в целом в Европе того времени сословие свободных горожан, буржуа, как раз набирало силу - Магдебургское право и все такое...
Но шляхтичи абсолютно оттерли мещан от выборов в стране - и вскоре после этого начали понимать самих себя как единственных "civis" - правоспособных и полномочных граждан. Граждан - в римской юридической системе (как ее осознавали тогдашние поляки).
Самих себя шляхтичи назначили единственными гражданами, а страну - республикой. Rzeczpospolita - это и переводится как "республика".
В которой есть один "правильный" народ, который обладает всеми необходимыми правами, в том числе и избирательным. Этот народ - шляхта. Все остальные...
Все остальные - в XVII веке уже даже не считались народом.
При этом польскую политическую систему люди того времени в прямом смысле, буквально, считали копией римской. Вот у нас Республика, граждане с избирательным правом, все как положено.
А остальные, миллионов сколько-то там - так, непонятно кто. Неграждане. Граждане - это шляхтичи, потомки сарматов.
А потому - права имеют.
На знаменитую "Золотую вольность".
Основной источник - М. В. Лескинен, "Мифы и образы сарматизма. Истоки национальной идеологии Речи Посполитой."
Материал блога Рыжий рыцарь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев