13 (25)-14 (26) января 1878 года. Потопление канонерской лодки «Интибах» на Батумском рейде. Первая в истории успешная торпедная атака.
Вторая попытка применения самодвижущихся мин состоялась 13 (26) января 1878 года.
Подробное описание этого боевого эпизода содержится в рапорте главного командира Черноморского флота и портов генерал-адъютанта Н. А. Аркаса управляющему Морским министерством.
«Великий князь Константин» снова подошел к Батуму и в 23 часа спустил катера «Чесма» и «Синоп», которыми командовали лейтенанты Зацаренный и Шешинский. На рейде стояло несколько кораблей противника, в том числе три броненосца. Но, так как порт хорошо освещался луной, объектом для атаки был выбран ближайший к катерам и стоящий отдельно «двухмачтовый винтовой пароход».
Из рапорта С. О. Макарова:
"Катера приблизились, не будучи замечены, на тридцать или сорок сажен (прим. — 55-73 м), пустили одновременно свои самодвижущиеся мины. Мина Зацаренного ударилась у грот-мачты, а мина Шешинского — немного правее. Обе взорвались одновременно. Слышен был сильный взрыв… Пароход лег на правую сторону и быстро пошел на дно с большей частью своего экипажа… "
Каждая торпеда Уйтхеда несла 27 кг пироксилина. Два взрыва почти полностью разрушили борт судна, оно мгновенно затонуло, из 35 членов команды погибли 23 моряка.
Катера же, оставив плотик и сбросив подкильную трубу, благополучно вернулись на свой транспорт.
Это была первая в мировой истории успешная боевая торпедная атака (Первое боевое применение торпеды произошло 29 мая 1877 года английским фрегатом «Шах» против перуанского монитора «Уаскар»).
Корабль, который потопили русские катера — «Интибах» («Intibah») — головная в серии из трех небольших винтовых канонерских лодок («Интибах», «Мюйдересан», «Зивери Дерия»). Спущена на воду в Стамбуле в 1867 году, водоизмещение 163 тонны, длина 40,4 м, ширина 6,7 м, осадка 3,2 м, деревянный корпус, вооружение: 2 — 102-мм, 1 — 57-мм пушка (первоначально, до войны — 4 гладкоствольных 18-фунтовых пушки), одноцилиндровая паровая машина, скорость хода 8-9 узлов. Эти канонерские лодки отличались плохой мореходностью и неудовлетворительной прочностью корпусов. К началу войны они окончательно устарели, имели ограниченное боевое значение и использовались в основном в качестве посыльных или дозорных.
В отечественной литературе можно встретить явно завышенные данные по этому кораблю — водоизмещение часто указывается в 700 тонн, класс относят к сторожевому кораблю, авизо или называют «большим вооруженным пароходом». Ошибка в водоизмещение, возможно, возникла из данных ТТХ минного заградителя «Интибах» периода Первой мировой войны — 600—800 тонн, и далее транслировалась без проверки.
Несмотря на то, что материальный ущерб, нанесенный турецкому флоту действиями минных катеров оказался невелик — за пять рейдов незначительно поврежден один броненосец и потоплена устаревшая канонерская лодка — моральный эффект был значительным и поднимал боевой дух на других кораблях Черноморского флота. Кроме того, ночные набеги держали турецкий флот в постоянном напряжении и сковывали его и без того малоинициативные действия.
Причины неудач объясняются несовершенством минного оружия и его носителей и примитивной тактикой действий, заключавшейся в подкрадывании тихоходных катеров к якорным стоянкам судов противника, защитить которые было сравнительно легко. Но необходимо сделать поправку на то, что это был первый опыт применения подобного боевых средств, период отработки тактики и технического совершенствования торпедного оружия.
Атака «Интибаха» оказалась последней морской операцией в войне — через пять дней стороны заключили перемирие, а еще через месяц, 19 февраля был подписан выгодный для России Сан-Стефанский мирный договор.
В ходе этой кампании С. О. Макаров получил сначала чин капитан-лейтенанта (в сентябре 1877 года), а позже (9 января 1878 года) — капитана 2 ранга и почетное звание флигель-адъютанта свиты его императорского величества. Также он получил награды: золотой саблей с надписью «За храбрость», Орден Святого Владимира 4-й степени и Орден Святого Георгия 4-й степени. Успехи Степана Осиповича выдвинули его в число лучших молодых офицеров флота.
Источник текста: паблик ВК "Этот день в истории"
Иллюстрации:
1 - 2. Каконерская лодка типа "Зивер-и-Дерия";
3. Гибель "Итинбаха", картина Р. Ф. Лагорио;
4. "Убийца" "Итинбаха" - российский вооруженный параход/минный транспорт "Великий князь Константин", носитель 6 паровых минных катеров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев