Ногайские ханы поставляли коней в войска ивана Грозного.
Традиционно ногайские купеческие караваны прибывали в Россию вместе с послами. При встрече русские представители переписывали ногайских купцов отдельно от послов и четко фиксировали, какой купец какой товар везёт, сколько перегоняет коней. Затем отдельно переписывались иноходцы и «добрые» кони. Это было вызвано тем, что лучшие кони поступали на царские конюшни до начала официальной торговли.
Царские власти требовали, чтобы по дороге до Москвы торговля не осуществлялась. Конный базар организовывали в Москве, в пространстве, ограниченном Коломенской дорогой и стрелецкой слободой. Покупать ногайских коней разрешалось только служилым людям. За соблюдением правил торговли следили воевода на базаре, отряд служилых людей и специально назначенные переводчики. Переводчики письменно фиксировали факт продажи коней, если же коня купили или выменяли без записи, то продажу считали недействительной и с нарушителей брали по 2 рубля «на человеке», а лошадей изымали на государя.
Кроме контроля за продажей лошадей, персонал воеводы на базаре следил за тем, чтобы не велась торговля запретным товаром (железом, предметами вооружения). Среди разрешённых товаров для продажи ногаям часто фигурировали окованные железом ларцы («А продовали и меняли нагаем короб и ноугоротцкие и ларцы окованные…»). Весь торг курировало и осуществляло правовое сопровождение в Посольском приказе, а вот взимание пошлин регулировалось в Ямской избе. Пошлины взимались на царя и Троице-Сергиев монастырь. Надо заметить, что вопрос о пошлинах не был простым. Ногайские дипломаты стремились избавиться от взимания пошлин.
В 1534 году правительство Елены Глинской изучало вопрос о взимании пошлин с ногайских купцов. Выяснилось, что при конюшем В. Б. Тучко-Морозове в конце XV века пошлина в пользу Троице-Сергеева монастыря составляла 8 денег. Попытка сокращения суммы пошлины имела место в 1534 году, но в скором времени русские власти перешли к традиционной сумме. Тем не менее, русское правительство временами шло на прекращение взимания пошлин.
Это диктовалось, как правило, политическими соображениями. Так в 1548 году Шейх-Мамай-бий добился освобождения собственных купцов от косвенных сборов, этого же права добился и Исмаил-мирза. В 1554 году таможенные льготы получил Юнус-мирза б. Юсуф. Наиболее значительную льготу получил Исмаил-бий в июле 1558 года. Русское правительство ввиду голода в Ногайской Орде освободило ногаев от взимания «тамги и иных пошлин» на три года.
Максим Моисеев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев