В этнографии Кавказа есть некоторые пробелы, которые по мере изучения этого
«музея народов» исчезают. К числу этих пробелов относится недостаточность све
дений о мамхегах; вернее, существует только упоминание о племени, которое одни
называют мамхеговцами, - мамхирцами.
Нынешним летом, во время экскурсии, совершенной мной по поручению Кавказ
ского отдела Императорского Русского географического общества, мне пришлось по
сетить аул Мамхяг-хабль, расположенный на левом берегу реки Фарс, в семи верстах
от впадения этой реки в реку Лабу, и в ауле этом я собрал краткие сообщаемые ниже
сведения о небольшом адигейском племени мамхегов.
Мамхеги считают себя не абадзехским обществом, хотя они сидели среди абадзехов (в треугольнике, вершину которого составляет устье реки Курджипс, впадающий в Белую близ Майкопа, а боковые стороны - реки Курджипс и Белая). Никакого
родства с темиргоевцами (кэмгуй), жившими между Кубанью, Лабой и Белой они
также не признают; но тех и других считают своими ближайшими соседями. С абадзехами они жили в мире и согласии, с темиргоевцами же находились во враждебных
отношениях. Последние объясняются рядом попыток темиргоевских князей (пши)
подчинить себе мамхегов и поставить у них пши и дворян первой и второй степени.
Мамхеги же были строгими демократами и с оружием в руках отстояли свою само
стоятельность. Мамхеги очень высокого мнения о храбрости своих предков и единогласно утверждают, что если абадзеху и мамхегу случалось ехать рядом, первый
уступал почетное место (справа) второму.
«Когда Киргиз-хан, при Шумафе Болотокове, напал на адиге, - повествовал мне
один мамхеговский старец, - все племена соединились в одно войско: и махоши,
хатукайцы, темиргоевцы, абадзехи; окружил всех Киргиз-хан со своими тургаутами
и стал бить в одно место; никто там не мог выстоять, а мамхеги сами вызвались защищать это опасное место, и отстояли».
С русскими мамхеги пришли в столкновение в 1822 году и потерпели поражение;
около тысячи семейств было русским генералом взято в плен и поселено близ Прочного Окопа. Население мамхегской земли сильно поредело, и оно принуждено было
сгруппироваться в следующих шести аулах: Тлепсежи, на речке Кубиёк, впадающей в
Белую; Патукай, в шести верстах от Майкопа на реке Куро; Дугх-хабль, в версте выше
станицы Курджипской; Хачемзий, на месте нынешней станицы Тульской; Даче-хабль, между Курджипсом и Белой; Кураль, столица мамхегов, на водоразделе между
Белой (Схагуаше) и Курджипсом. Впоследствии число мамхегских аулов увеличилось
еще следующими новыми: Хуретли, Борджукай, Бадженай, Уордане, Куижи, Таганай
и Хакунай.
Всех мамхегов до переселения на плоскость считалось около 1500 дворов.
Происхождение народа своего мамхеги возводят к трем родам: Шнах, Мами, Тлижо. Пришли они с моря.
«Дед мой говорил, будто из Арабистана», - прибавил старик обычную басню о
родоначальниках. Спустившись с перевала, эти три семьи остановились на берегу
озера близ нынешней Самурской станицы. Здесь они размножились и впоследствии
заняли пространство между Белой и Курджипсом. Народонаселение увеличилось
благодаря притоку из соседних племен, преимущественно абадзехов; приселялись и
уоркские фамилии; к таким принадлежат Бажоковы, Хуретли и другие.
Аулы управлялись старшинами, которым подчинялись и уорки. Тлфокотли (свободные крестьяне) ни в какой зависимости от уорков не состояли; напротив, они
были рабовладельцами, имели пшитль (рабов), взятых на войне или купленных. Существовало еще сословие азат: оно составилось исключительно из вольноотпущенников.
Мамхеги особенно гордятся тем обстоятельством, что раньше абадзехов приняли магометанство; а раньше были язычниками: ходили на поклонение к дубам, ели
свинину, пили вино; о христианстве же не сохранилось воспоминания. Когда среди
адиге вводился шариат, при Гасан-паше и при Магомет-Амине, мамхеги отказались
от принятия нового суда и пришли по этому поводу в столкновение с шапсугами, уже
принявшими шариат.
Вообще история этого маленького адигейского племени, говорящего языком,
почти тождественным с абадзехским, по заявлению обеих сторон тесно связана с
историей могущественного племени абадзехов, среди которых мамхеги были не
большим островом.
Дьячков-Тарасов А.Н.Мамхеги // Известия Кавказского отдела Императорского Рус
ского географического общества. Тифлис, 1901.
_________________________________
Аристократия этого народа гордится своим происхождением от арабских князей. Потоцкий и Рейнеггс, а за ними Дюбуа де Монпере очень серьезно излагают генеалогию князей кабардинских, начиная от Абдул-хана, бывшего главой кабардинцев в Крыму в конце XIV или начале XV века. Такие затеи могут только вызвать улыбку каждого, кто знает Кавказ.
А.Филипсон. "Черкесы, Казаки и Адехе" 1863
________________________________
Абазы живут в стране расположенной у подножия Кавказа,
на северо–западе, частично на берегах Черного моря. Абазы
хорошо сложены, закалены и очень подвижны. У них овальное
лицо, сжатая по бокам голова, короткий подбородок, большой
нос и темные каштановые волосы. Все эти признаки придают
им очень своеобразную, замечательную физиономию...
Абазы, занимавшиеся гражданскими
войнами, потеряли небольшие задатки цивилизации, которые
они получили из Константинополя и всего мира.
В праздновании
воскресенья есть еще следы христианства, которому их научили.
Некоторые из них мирные, живут в лесах среди дубов и ольхи,
которые покрывают страну, а другие живут находя пропитание
в сельском хозяйстве. Все они склонны к разбою и занимаются
работорговлей. Торговля не чужда этому народу. Торгуют
пальтом из ткани и войлока, мехами лисы и ласки, мёдом,
воском и самшитом. Турки совершают у них значительные
покупки. Турецкие и армянские купцы приносят им соль и
другие товары, но они постоянно предупреждают об атаках
этих вероломных дикарей.
Абаза, как правило, покрыта лесами, где жара и влажность
размножают растительность столь же , как и
в Америке. Лоза охватывает деревья под их переплетенными
ветвями. Вдоль длинного берега несколько хороших портов,
таких как Соуджукале, Геленджик.
Мамай занимает первое место среди деревень этой страны.
Абаза делятся на много племён и среди них самое
сильное и самое значительное известно как Натухайцы.
Везде у них все те же обычаи, одни и те же привычки, такая же
жестокость, одна и та тяга к грабежу.
К северу от страны, которую мы только что описали, мы
встречаем устье Кубани.
Бриан. Пьер–Сесар.
"Молодые путешественники в Азии,
или аргументированное описание различных стран,
включенных в эту прекрасную часть мира".
1829 год.
________________________________
Мамхирцы отделились от абадзехов и уже давно признают власть Болотоковых.
К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
_________________________________
Знаменитый военный предводитель Аджиерико Кущук , происходивший из темиргоевского княжеского рода Болотоко (умер в 1840 году), почитался в Абхазии как народный герой.
Адыгейский историк Самир Хотко. Адыги и народы Кавказа. 2012 год.
_________________________________
Народ, живущий на Кубани под именем Абазек, считает себя давно отделившейся колонией абхазов и называет эту страну Большая Аваза, а своему местожительству дает название Малая Аваза.
Якоб Рейнеггс.
Всеобщее историко-географическое описание Кавказа. 1783 год.
_________________________________
Прошение из узденей отставного казака Аис Мамхегова (1836), в коем
изъяснено, что умерший отец его, Хасан [?] Мамхегов, имел свое жи
тельство за Кубаном в Абхазии и назад тому более 40 лет перешел на
таковое же жительство с двумя своими сыновьями, - им, просителем, и
Сайтом, со всем семейством и родовыми своими холопами в Бабуков
аул, оставив Абазию не по каким-либо худым качествам, но собствен
но по усердию к российскому престолу и продолжал службу 9 лет. А
как отец происходил из древних первостепенных абазинских узденей
(что по-российски из природных столбовых дворян), во удостоверение
чего выдано ему, просителю, от абазинских владетельных султанов,
князей и узденей свидетельство, которое представляя, просил его и с
будущим его потомством числить в российском дворянском достоин
стве и на сие звание снабдить его грамотою и записать Кавказской об
ласти в дворянскую родословную книгу».
Мамхегов А. Б.
"Материалы к истории и генеалогии бабуковцев" 2006 год.
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Это селение находится у подножия Абхазских гор на берегу реки Кызлар-алган и насчитывает пятьсот домов. Здесь живет бей племени адами, имя его Дигузи-бей (По другому списку: Бигузи-бей). /740/ Все три (Так в тексте) бея владеют отборными воинами. Однако это народ не слишком воинственный, могучий и прославленный. Зато имущества — то есть скота — у них весьма много. И все они — знатные и родовитые — являются племенем арабов курейшитов из потомственных черкесов. Абхазы и черкесы, не встречая никакого сопротивления, делают этот народ своими подданными. Да и татары, если подвернется случай, [запасаются у них] конями.
У этого народа такаку 38 вовсе нет ни свиней, ни кур. Они говорят, что свиньи и куры — пища запретная, и совершенно не едят ни кур, ни свиней. Не дозволенных [религиозным законом] вещей они на себя не надевают, вина и бузы не пьют. Они пьют только разбавленную бузу и медовую воду.
Из-за того что по религии это племя такаку отличается от остальных черкесов, народ черкесский называет его народом чуфуд 39. И потому сей черкесский народ не прикасается к их имуществу и продуктам питания, не нападает на их деревни и не берет пленных. [У народа чуфуд] столь много потомства и скота, что их имуществом заняты все горы и скалы, оно достигает даже южных склонов гор, а там уже лежит земля народа садаша из числа абхазов.
Это племя [также происходит] от потомков Серакиса, прибывшего из Мекки и Медины. Они обитают у подножия Абхазских гор, среди неприступных скал и дремучих лесов. Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере [76] десять тысяч, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному - два человека управителей, достойных и отличаемых, [называемых] «такаку», то есть священниками. Не будучи людьми Писания 46, они не придерживаются известных религиозных предписаний.
Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем, не берут оттуда девушек и [сами] не дают. С людьми из другого народа они не делят трапезу. Другие народы тоже совсем не общаются с ними. А их скот имеет на шеях бубенчики и ботала, поэтому пасется в горах без пастухов. Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь.
А гостю они оказывают и...ЕщёПОВЕСТВОВАНИЕ О ЗЕМЛЕ МАМШУХА 45- СЫНА КУРЕЙШИТА СЕРАКИСА
Это племя [также происходит] от потомков Серакиса, прибывшего из Мекки и Медины. Они обитают у подножия Абхазских гор, среди неприступных скал и дремучих лесов. Это народ ремесленный, невоинственный. Их по крайней мере [76] десять тысяч, и нет у них вождей и правителей. Только в каждом стойбище имеется по одному - два человека управителей, достойных и отличаемых, [называемых] «такаку», то есть священниками. Не будучи людьми Писания 46, они не придерживаются известных религиозных предписаний.
Они не ведут торговли ни с одним народом, а также не смешиваются ни с каким иным племенем, не берут оттуда девушек и [сами] не дают. С людьми из другого народа они не делят трапезу. Другие народы тоже совсем не общаются с ними. А их скот имеет на шеях бубенчики и ботала, поэтому пасется в горах без пастухов. Они также не едят ни кур, ни свиней. Не едят они и те продукты и съестные припасы, которые берут у кого-нибудь.
А гостю они оказывают исключительное внимание и ничего у него не крадут. Крови не проливают и не ходят на войну.
Меду и сыру они не едят. Когда у них есть для еды бобы, горох, просяная каша, они не едят мяса зарезанных ножом животных. Только в тех случаях, когда нет иной нищи, они режут и едят жирную скотину.
У них много овец, ягнят и коров, а свиней нет. Пьют эти люди медовуху, а бузы не пьют.