Нартовский эпос - это
художественная автобиограф
ия осетинского народа, его бесценное достояние. Одно то,
что благодаря эпическим мат
ериалам мы, осетины, наконец, определились со своим про
исхождением в этом мире, дорогого стоит...
До середины 40-х годов
прошлого столетия никто из ученых не сомневался в принад-
лежности эпоса к скифо-аланским племенам. Однако стоило по-
явиться на свет превосходной работе В.И.Абаева «Нартовский
эпос», как желание перетянуть веревку к себе раскололо уче-
ных–нартоведов. В противовес концепции иранского ядра нар-
тиады какие только «теории», гипотезы и предположения не
выдвигались и выдвигаются. Выросло количество центров формирования нартиады. Сперва к скифо-аланскому прибавились
адыгский и абхазский, а, отталкиваясь от крупновской теории
древнейшего кавказского этнического единства ингушский нар-
товед Дахкильгов прибавил к ним еще карачаевско-балкарский,
ингушский и чеченский....Более того, стали достоянием гласности далеко не научного
характера поступки: например то, как Гадагатль упраши-
вал Дюмезиля отказаться от своих убеждений и поддержать
адыгское происхождение эпоса. По поводу критики Гадагатля
в свой адрес Дюмезиль шутливо замечал: «Я только что был
строго проучен А.М.Гадагатлем»
.
Л.А.Чибиров.
Ареальные связи Нартиады и их исторические истоки. Сборник статей:
«Этногенез и этническая
история осетин». Цхинвал. 2014 год.
___________________________________
Чеченцы и ингуши веками жили рядом с осетинами и прекрасно их знали. Но они называли нартами другой народ, который так-же хорошо знали, потому что он жил с ними на одной и той же территории , и осколки которого сохранились до наших дней. А сами эти нарты не считали своей родиной Осетию , они считали своей древней родиной берега Чёрного моря. От туда же нарты пришли и к адыгам.
___________________________________
Родство между вайнахами и хуррито-урартийцами на
лингвистическом и историческом материале обосновали Ян Браун, Г.А. Климов, Ю.Д.
Дешериев, И.М. Дьяконов, А.С. Чикобава, Р.М. Мунчаев, О.М. Джапаридзе, А.Ю. Милитарев, С.А.Старостин и другие учёные.
Х.З.Бакаев. Кобанская культура и предки вайнахов. 2017 год.
_______________________________
Глупо было бы утверждать , что такой древний с тысячелетней историей народ, как чеченцы и ингуши, какой-то особый, "чистый", без примесей других этнических групп. Он скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
Чеченские учёные Н.С.Нухажиев. Х.С.Умхаев. В поисках национальной идентичности. 2012 год.
_______________________________
В сознании большин-
ства вайнахов представители карабулаков и аккинцев, зани-
мающие промежуточное географическое положение между
местными народами, предстают как особые тайпы, которые не
причисляют себя ни к чеченцам, ни к ингушам.
.
Академик Ш.Б.Aхмадов
Чечня и Ингушетия В ХVlll
- начале XIX века. 2002 год.
_______________________________
Дауев С. также относит к "пришлым" всех арштхойцев без разбора, а заодно с ними и аккинцев.
.
С.А.Натаев. К вопросу об этническом аспекте института чеченского тейпа. 2015 год.
_______________________________
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают р. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане. Судя по этому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость, пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение. По другимъ преданиям, в горахъ жили некогда «джелты», т. е. греки, которые настроили множество церквей, замков, башен, и ушли, оставив большие клады. Многия чеченския фамилии ведут свое происхождение от европейцевъ (фиренги); другие от хевсур, третьи от грузин, четвертые от тушин и т. д. По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь. Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.
Дагестанский этнограф Б.К.Далгат.Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_______________________________
Из чеченских преданий более прочих замечательно предание о нартах... Предание говорит, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский рост; часто представляют их одноокими, одетыми с головы до ног в железную броню; вооружение их составляли: щит (галкан или пхуниш), меч (тур) и булава (чонкур)...
Не одни чеченцы, но почти все горские племена говорят о них в своих преданиях; адыгейские народы ближе всех знакомы с ними, они зовут их поименно и сложили песни про их дела. Известный ключ в Кисловодске — нарзан (нарт-сана) получил название от нартов. Надтеречные чеченцы указывают места, где они жили и которые теперь носят еще их названия...
Нарты оставили про себя много рассказов в чеченском народе, как в горах, так и на плоскости...
Умалат Лаудаев. Чеченское племя. 1872 год.
_______________________________
Там, на западе, где дальний Эльбрус поднимает к небу свои белые груди, ближе к тому морю, что вечно бьет прибрежные скалы своими черными, как ночь, волнами, жили в старину нарты Эрстхо.
Злые то были богатыри...
— Куда поедем мы в набег за добычей? На три раза семь дней в пути кругом наших жилищ земля стала серой пылью от копыт наших нартовских коней, четыре раза десять и один день нам надо ехать по пеплу сожженных нами селений, два раза округлит луна свое лицо, пока доведется нам услышать человеческий голос.
Так говорил товарищам-нартам разведчик их, хитрый Батоко-Ширтяха, хитрый проныра, сумевший построить себе повозку из меди и спуститься на ней до седьмого адского дна.....
В.Б.Корзун. «Чечено-ингушский нарт-эрстхойский эпос». / «Чудесные родники. Сказки и песни народов Чечено-Ингушской АССР»/ Грозный, 1963 год, стр 35.
_______________________________
Что легло в основу этнонима Орстхой (Арстхой, Аьрстхой, Эрштхой, Арштхой), остается невыясненным...
Подчеркивая свое («эзди нах») высокородное происхождение, орстхойские мужчины вплоть до конца 18 века (по преданиям информаторов) носили длинные кудри, а женщины — высокие прически - кур, одновременно заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость. До наших дней дошли предания о том, что орстхойцы — пришлые племена. Они пришли с берегов Черного моря. «Iаьрдж форд йисте ЗyгIyp хий даьхна Iаьрджа Мерджой да тхо!». Букв: «Мы — черные мерджойцы, что жили на реке Зугур с берегов Черного моря!» — можно услышать и сегодня от представителей подрода Орстхойщев.(Информатор Мержоев Майрбек Мурцалиевич, 1940 года рождения, уроженец с. Бамут Ачхой-Мартановского р-на).Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам как к своим славным -предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. Имя нартов обычно произносят в сочетании с орстхойцами, напр. наьрт-орстхой...
В религиозных верованиях Орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя...
Окончательное решение вопроса об этнической природе орстхойцев мы оставляем для будущих более глубоких исследований.
Орстхойцы-Эрштхойцы не относят себя ни к чеченцам, ни к ингушам. Они заявляют о себе, как об отдельной этнической группе, со своим историческим прошлым и своим особым путем исторического развития. Это одно из самых воинственных племен вайнахского народа. Занимает промежуточное между ингушами и чеченцами место.
Ахмад Сулейманов: "Топонимия Чечено-Ингушетии". 1978 год.
_______________________________
У арстхойского народа несколько пре
даний, связанных с его происхождением.
Одно из древнейших, передающееся из
поколения в поколение, звучит (без лекси
ческой обработки) так: «Мы оарстхой и по
томки оарстхой. Наши предки занимали эти
земли еще при иных посланниках-проро-
ках, во времена предшественников Мухам
мада (с.а.с.) и Исы (с.а.с.). Но было это позже
пророка Мусы (с.а.с.(-Моисея. Д1ай (дэай)
от нас отделились, оставили свои поселения
и ушли в сторону Персии. С того же направ
ления много позже пришли к нам г1ажарой
(гажарой) — наши соплеменники. После
чеченцев и ингушей нам родственны черке
сы — абзе: абзой, жани, шепсаги и другие.
Не чужды по крови и балкхарой, и караши
(карачаевцы), и знать гэабарти (кабардин
цев). Наши предки ходили войной в дальние
походы, свергли (низложили) в давнее вре
мя Йазида-царя...»
Аслан Эльмурзаев. "Кавказ и его народы: Арстхой". 2012 год.
_______________________________
Курчалой - селение в Шалинском районе на речке Хумг.
Алхазан барз (Алхазан барз) «Апхаза курган». На южной окраине села.
Дашо ага дIадоьллина барз (Дашо ага дадёллина барз) «Золотую колыбель (куда) закопали курган».
Ахмад Сулейманов. Топонимия Чечни. 1997 год. стр 49.
_______________________________
Не лишнее заметить, что карабулаки (aрстхойцы), считавшие себя потомками древней чеченской аристократии, всегда держались в стороне от других племен и старались входить в родственные связи только с кабардинцами.
В.А.Потто. Кавказская война. 1887 год.
_______________________________
Л. И. Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии...
Кабардинский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
_______________________________
XV-XVII вв. – это период позднего этногенеза современных северокавказских наро-
дов: карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев, в основе формирования кото-рых лежит общий пласт автохтонного (нахского) плоскостного и предгорного населения
средневековой Алании, горных нахских (древнеингушских) этнических групп (например,
в Осетии это двалы), иранских и тюркских этнических групп, частью вышедших из алан-
ской среды, частью появившихся в регионе в Золотоордынское время и после карательных
экспедиций Тимура на Северный Кавказ. Все эти три этнических компонента (автохтон-
ный – нахский, иранский и тюркский) в разной степени присутствуют у вышеназванных
народов, близких и безусловно родственных по антропологическому типу и культуре, как
народы, происходящие из одного этнического корня. Четвертый этнический компонент,
активно участвовавший в этногенезе посталанского населения Центрального Кавказа –это адыгско-абазинский.
.
Н.Д.Кодзоев. История Ингушетии. 2012 год, стр 12, 13.
_______________________________
В абхазско-ингушских параллелях
обнаруживаются общие основы, обозн
ачающие наименования местностей, жив
отных, зерновых культур и т.д.
.
Ф.М.Костоева. Лексические параллели ингушского и ашуйского (абхазский, абазинский, убыхский) языков. 2016 год.
_______________________________
Некогда на земле жили нарт-орштхойцы. Среди них были выделяющиеся герои... Они положили начало всем порядкам среди ингушей и чеченцев, от них производят свою родословную многие фамилии...
Башир Далгат. Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_______________________________
В стране Адыге говорят, что самые дикие и необузданные из абазских народов - шапсуги, самые дикие из шапсугов - с реки Антхыр, а самые бешеные на реке Антхыр - это юнэ-из на речке, которая называется Окецикос. В этом юнэ-из, где фамилия Хантоху пользуется почти неограниченным уважением и достигает 500 душ, я провел большую часть зимы.
В феврале 1857 года я вступил в сопровождении слабого польского отряда на землю абазов и образовал для подкрепления народа в его борьбе против русских отряд полевой артиллерии, до этого времени совершенно неизвестный род оружия для абазов. С этого времени до 1860 года я с моим отрядом принимал участие во всех значительных битвах, во всех народных совещаниях, изучил по необходимости язык абазов и сделался, так сказать, их членом. Это дает мне возможность издать подробное описание Абазии. До этого времени только немногие европейцы приезжали как гости на абазский берег, и при естественном недоверии народа им было невозможно проникнуть дальше в страну и узнать её.
Читатель, следовательно, поймет, что я не имею права злоупотреблять доверием народа, который мне, первому чужестранцу, позволил изучить свою страну.
Напротив, я считал позволительным в интересах самих абазов и был уполномочен ими самими к тому, чтобы сделать известными статистические данные страны.
Абаз несколько выше среднего роста, стройный и сильный по сложению, но более мускулист, чем крепок в кости. Они имеют большей частью каштановые волосы.
Среди народов, у которых нет ни книг, ни письменности, ни памятников, так что можно только из народных преданий сделать исторические предположения, трудно допытаться до истинной истории.
Абазы, которые ныне последними сражаются на Кавказе за свою независимость, принадлежат к индоевропейской расе и имеют племенное и языковое родство с жителями христианского княжества Абазии, со сванетами и осетинами, которые, хотя и независимы, находятся с русскими в состоянии своего рода перемирия.
Вся Северная Абазия независима и охвачена
войной.
Если возникает пограничная или другого рода ссора между абазскими народностями, то образуются только два судебных лагеря — из Северной Абазии, т.е. от шапсугов и абадзехов, и из Южной, т.е. из Убыхии, княжества Абазии, сванетов и осетин. Крайне редко случается, чтобы судебный приговор не исполнялся; в таком случае возникала иногда внутренняя кровная вражда.
Как я уже заметил, мои данные о происхождении абазов основываются только на народных сказаниях.
Как у турок, так и у отуречившихся абазов Константинополя есть обыкновение называть Абазию Черкесией , а абазов - черкесами, хотя, как я уже показал, это обозначение не верно.
.
Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
______________________________
Князья (пши) адыгские (черкесские), в том числе и кабардинские, традиционно называемые «Инал и бынхэр» («Потомство Инала»), правили у себя в стране на протяжении XV-XVIII вв...
Главный вопрос любой родословной это вопрос о родоначальнике...
В кабардинских преданиях рассказывается, что власть над Кабардой передал Иналу тлакотлеш Кабарда Тамбиев. Тамбиев поначалу сам был в ранге пши, т. е. правителя...
Кабарда Тамбиев двинулся по направлению к Псыж, откуда он прибыл сюда. Инал Одноглазый жил где-то очень далеко. Кабарда привез его...
У некоторых родов, повидимому, до ХlХв. хранились какие-то реликвии, связанные с Иналом. Я. Потоцкий упоминает его золотой крест. Святилище (аныха) Инал-куба на р. Псху, в верховьях Бзыби, до недавнего времени (по данным Ш. Д. Инал-ипа) почиталось абхазами...
Не подлежит сомнению...— взаимосвязь и генетическое родство абхазской и адыгской фамилии Иналов (абх. Иналаа, Инал-ипа, каб. Инал), представляющей высшее аристократическое сословие как в той так и в другой этнической среде.
К потомкам Инала, по преданию, относятся также бжедугские и темиргоевские князья. «Князья темиргоевские, гатугаевские и бжедугские считаются происходящими от Инала-Кеса и родными владетельным князьям Абхазии и Кабарды» — читаем мы у Леонтовича. По преданиям, на которые опирается Ш. Б. Ногма, Инал не с самого начала жил в Кабарде, он прибыл сюда с Черноморского побережья, то есть надо полагать из Абхазии, и «оказывал свои милости опским или абазинским князьям Аше и Шаше», то есть абхазским князьям Ачба и Чачба, последние из которых были владетелями Абхазии. Его первая жена, по преданиям в записи Ногма, была дочерью абазинского («осского») князя Ашева (Ачба)...
Л. И. Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии. «Тамбиевы происходят из Мудави», т. е. из абазинского общества медовеевцев, находящихся в горах Черноморского побережья, недалеко от Адлера, — писал он, — что же касается фамильного имени Тамбий, то оно означает князь или «бий» абазинского общества Там, существовавшего до середины XIX века в Закубанье. Старейшая родословная кабардинских князей начала XVII века сообщает, что у Инала был сын Тобулду. Конечное «ду» в имени Тобулду явно не коренное, ибо в другом варианте родословной того же времени вместо Тобулду указан Табула. Так как ду по абазински значит «большой», то интересующий нас сын Инала носил, оказывается, абазинское имя — Большой Тобыль. Совокупность всех этих фактов, — писал Лавров Л. И., склоняет к выводу об абазинском происхождении господствующего сословия в феодальной Кабарде»...
Инал умер на Кавказе и похоронен на границе с Абхазией. И до сих пор абазины и абхазы чтут его могилу и мавзолей «Инал-къубэ».
Период вхождения в состав Российской империи»... характеризуется уничтожением знати, в ходе столетней Русско-Кавказской войны (1764-1864гг)...
Чудом уцелевшие и дожившие до наших дней отдельные представители княжеского рода ведут жалкое существование...
Династия кабардинских князей достаточно долгое время управляла страной, определяя ее внутреннюю и внешнюю политику. Они же были предводителями в походах, и защитниками во время иноземных нашествий. Поэтому, все плохое и все хорошее в эпоху пшиуорков — ассоциируются прежде всего с именами господствующих князей...
Совершенно неоспоримы их заслуги в формировании некоторых важных компонентов традиционной этнической культуры, как историко-героический эпос «Нарты», адыгский этикет, черкесская одежда, кабардинской породы лошадей и т. д.
Адыгейский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4