«Моя бабушка Ольга, со всем смирившаяся, оболганная, опустившаяся после стольких пережитых ею предательств, закончила жизнь парализованной старухой. А дед ни разу даже не соизволил навестить её на ложе отчаяния и скорби. А ведь она бросила ради него всё: свою страну, свою карьеру, свои мечты, свою честь», – писала внучка Марина в своей книге.
О балерине Ольге Хохловой, родом из Нежина широкой публике наверняка известно только то, что она эмигрировала из Российской империи и стала женой Пабло Пикассо.
Официально в этом статусе она оставалась до конца своих дней, хотя на самом деле долгие годы ей пришлось провести в полном одиночестве, вдали от мужа и сына, смирившись с их презрением, что едва не лишило её рассудка…
Её отец, Степан Хохлов, был полковником царской армии. Детство Ольга провела в Нежине, а затем отца перевели в Санкт-Петербург. Там Хохлова начала заниматься балетом в частной школе. Несмотря на то, что это случилось достаточно поздно для танцовщицы – в 14 лет – её усердность и настойчивость вскоре привели её в труппу Сергея Дягилева. Главные партии создатель «Русских сезонов» ей не доверял, но включил в первый состав кордебалета.
Начиная с 1911 г. Ольга Хохлова вместе с труппой гастролировала в Европе и в США. Тогда она ещё не предполагала, что останется жить за границей. В 1915 г. она в последний раз навестила родных в России, а затем снова уехала в зарубежное турне. О её творческих способностях современники оставили очень противоречивые отзывы: одни называли её посредственной танцовщицей, попавшей в труппу Дягилева только из-за благородного происхождения, другие утверждали, что руководитель-перфекционист никогда бы не потерпел на сцене бездарных артисток, и чего уж точно было не занимать Хохловой, – так это трудолюбия и хорошей техники.
Их знакомство с Пабло Пикассо состоялось в Риме в 1917 г., где оба работали над постановкой дягилевского балета «Парад» – Пикассо участвовал в создании декораций. Художнику было на тот момент 35 лет, танцовщице – 25. Многие его знакомые удивлялись тому, почему он увлёкся именно этой балериной, которую называли бесцветной и заурядной. А Пикассо, впервые увидев Хохлову, воскликнул: «Выглядите потрясающе!» Однако его пыла танцовщица поначалу не разделяла – она была целомудренной и не спешила отвечать на его ухаживания. Сергей Дягилев предупредил художника: «Осторожно, на русских девушках надо жениться!»
Из Рима они отправились на гастроли в Испанию, где Пикассо представил избранницу своей матери, и её реакция оказалась неожиданной. Она сказала Ольге: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». К сожалению, она оказалась права, только Ольга поняла это спустя годы.
Тем временем в России произошла революция, и Ольга оказалась отрезанной от своей семьи – вернуться на родину она уже не могла, и связь с близкими была утрачена на долгие годы. Пабло Пикассо оказался её единственной опорой и поддержкой за границей. В 1918 г. Ольга Хохлова стала женой Пикассо.
Молодожёны обосновались в одном из особняков Парижа.
Ольга больше не занималась балетом, отчасти из-за недавней случайной травмы ноги, отчасти из-за нового статуса жены. Спустя год после начала семейной жизни Пикассо получил письмо от Дягилева, в котором тот призывал Пабло приехать в Лондон и заодно справлялся о его второй половине:
«А Ольга? Неужели она навечно распрощалась с искусством танца? Это весьма печально! Мясин сожалеет об этом как хореограф, а я — как бывший поклонник».
Но мадам Пикассо уже вошла во вкус и направила вектор своего внимания на домашний очаг. Друзья художника, привыкшие к его богемному образу жизни, с изумлением
наблюдали на Пикассо дорогие костюмы с иголочки, золотые часы, а также почтительного шофёра за рулём его машины и идеальный порядок в доме. Вернее, в одной части дома, на 1-м из 2 этажей. На 2-м Пикассо обустроил свою мастерскую, где весьма темпераментно подходил к вопросам аккуратности. На 1-м же этаже дома царили элегантность, безупречный стиль и идеальная чистота — там всем заведовала Ольга.
Вместе с тем в их доме часто появляются люди богемы.
И тут изысканные манеры Ольги, как нельзя кстати, приходят на помощь, восхищают и гостей, и Пикассо, который и так был покорён супругой. Его творчество тоже начинает полностью заполняться обожаемой второй половинкой. Начинается «Период Ольги», как впоследствии назовут направление в его творчестве историки.
Как и любой талантливый человек, Пикассо питал слабость к экспериментам, новым формам и находился в постоянном поиске вдохновения. Можно сказать, что тот его образ жизни, красивая жена-аристократка, костюмы, дворецкие, шофёры, породистые собачки — всё это был своего рода эксперимент. Новая форма творчества, жизнь как искусство. С этим совпало его свежее увлечение неоклассицизмом. Среди биографов популярна история о том, как однажды Ольга, взглянув на картины мужа, сказала, что хочет узнавать своё лицо на его портретах, и якобы после этого Пикассо ради неё умерил тягу к авангардизму в пользу более привычных форм.
Ольгу тоже нельзя было упрекнуть в заурядности интересов. Она дружила с Коко Шанель, была яркой, умной женщиной, открытой всему новому.
Семейная жизнь супружеской пары протекала поначалу довольно плавно и омрачалась лишь тревожными письмами из России. В 1919 году Ольга получила известие из дома о том, что её отец, генерал царской армии, пропал без вести, братья воюют на фронтах Гражданской войны, а её мать и сестра голодают. Она посылала им деньги и картины мужа в надежде, что это поможет пережить тяжёлые времена, но почта работала из рук вон плохо, и не было никаких гарантий, что посылки дойдут до адресата.
На этом этапе их брака Пикассо часто рисует Ольгу задумчивой и грустной, погружённой в свои мысли. Но не потому, что его вдохновляет печаль и он вынужден просить жену сделать серьёзное лицо во имя искусства, а потому, что в те времена таким было самое частое настроение Ольги.
Отдушиной для Ольги и новым источником вдохновения и гордости для Пикассо стал их любимый и желанный сын Пауло. Мальчик родился в 1921 году. Благодаря ему Ольга ожила: на картинах и фотографиях того времени она улыбается и выглядит счастливой. Отец семейства пишет очень много нежных портретов жены и маленького сына.
Спустя некоторое время Пабло то ли уже наигрался в «приличного» буржуа, то ли устал от насмешек друзей по поводу его образа жизни, но в семье художника и бывшей балерины начался разлад. Бесконечные светские рауты и званые ужины успели наскучить Пикассо, к тому же, по его мнению, Ольга слишком увлеклась сыном: она чересчур опекала и баловала его. Всю неприязнь к жене Пабло начал вымещать в картинах («Большая обнажённая в красном кресле», «Портрет женщины с горностаевым воротником. Ольга»). Его раздражала её любовь к модным нарядам, круг её общения и даже образ мыслей.
Одной своей знакомой Пикассо признался: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я – сосиски и фасоль».
Между ними всё больше и чаще возникает холод и отчуждённость.
Фактически их брак продержался всего 10 лет, хотя официально они оставались мужем и женой до конца дней Хохловой. В 1927 г. художник познакомился с 17-летней Мари-Терез Вальтер, которая стала его любовницей, а через несколько лет родила ему ребёнка.
Ольга устраивала сцены ревности, только это было уже бесполезно – муж не только потерял к ней интерес, но вскоре даже не скрывал своего раздражения и презрения. Она съехала из их квартиры, но поручила своему адвокату сделать опись всего имущества художника на случай развода. Из-за этого Пикассо так и не решился с ней развестись – боялся потерять половину своего состояния и картин, что было предусмотрено брачным договором. Позже, объясняя причины их расставания, художник сказал: «Она слишком многого от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни».
Не нашлось ни одного человека, поддержавшего Ольгу в это непростое время. Напротив, все друзья и знакомые без исключения поддержали Пикассо, обвинив Хохлову в сумасшествии, несдержанности, необоснованной ревности и навязывании чуждой для Пабло жизни.
Многие общие знакомые семьи утверждали, что после расставания с Пикассо у Ольги помутился рассудок. Полностью посвятив себя семье, она так и не научилась жить самостоятельной жизнью. Пабло навсегда остался для неё единственным мужчиной.
Современники рассказывали, что Ольга преследовала Пикассо на улицах, громко стыдила за разврат и получала за это пощёчины. Она слала мужу портреты Рембрандта и Бетховена, пытаясь напомнить художнику об «истинном» искусстве. Словно Ариадна, она искала путеводную нить, способную вывести их из лабиринта запутанных отношений, присылала десятки писем с фотографиями сына, переехала вслед за ним в Канны.
От этого его раздражение только росло. Свою злость он вымещал в картинах – постепенно Ольга на них превратилась из прекрасной богини в салонную кокетку, а затем – в мегеру с искажёнными чертами лица, а то и вовсе в деформированного монстра.
А самым страшным стало то, что она оказалась не нужна даже сыну – с детства окружив его чрезмерной опекой, мать вызывала в нём только агрессию и пренебрежительное отношение. И сын, живший на деньги отца, со временем встал на его сторону.
В 1953 г. Ольга Хохлова узнала о том, что серьёзно больна – у неё был рак. Последние месяцы она провела в больнице, передавая через всех знакомых просьбы о том, чтобы муж её навестил. Но он так ни разу к ней и не приехал.
Её последние дни были страшными – Ольга осталась совершенно одна. Все знакомые от неё отвернулись.
Пауло попал под влияние отца и, по сути, отказался от своей матери, о чём рассказывала позже его дочь Марина:
«И даже когда бабушка заболела раком, он продолжал игнорировать её и никогда не навещал, очевидно, боясь гнева Пикассо. Она умерла очень одинокой».
Всё, что у неё осталось от прежней жизни, – сундук с костюмами, письмами и фотографиями, которые она постоянно перебирала, вспоминая о счастливом прошлом.
11 февраля 1955 г. Ольга Хохлова после долгой и мучительной болезни скончалась в возрасте 64 лет.
На похороны законной супруги Пикассо не приехал, заявив, что работает над новой картиной...
А спустя 20 лет их сын Пауло умер от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками.
P. S. Кстати, Мария-Тереза Вальтер недолго была вдохновительницей Пабло. Музы сменяли одна другую, а иногда даже сталкивались лицом к лицу не без участия самого художника. Его пассия Франсуаза Жило в мемуарах цитирует слова Пикассо о том, что произошло, когда Вальтер и Маар (тоже любовница Пабло) настояли, чтобы он сделал выбор между ними: «Лично меня всё устраивало. Я сказал, что им придётся за меня побороться. Ну а они начали драться. Это одно из самых моих любимых воспоминаний».
Мила Загарей
Фото 9 - Внучка Пикассо, Марина, на фоне портрета бабушки Ольги.
«Моя бабушка Ольга, со всем смирившаяся, оболганная, опустившаяся после стольких пережитых ею предательств, закончила жизнь парализованной старухой. А дед ни разу даже не соизволил навестить её на ложе отчаяния и скорби. А ведь она бросила ради него всё: свою страну, свою карьеру, свои мечты, свою честь», – писала внучка Марина в своей книге.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев