Первую популярность актеру принесли вовсе не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958). Здесь актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.
Облик актера Вячеслава Тихонова определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Зритель почувствовал, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии обстоятельствам жизни. Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов считал своей лучшей работой в кино.
С конца 60-х актер все чаще создаёт на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал учитель истории Илья Семенович в лирической повести «Доживем до понедельника» (вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова).
В этот ряд стали Андрей Болконский («Война и мир»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»), писатель, хозяин Бима («Белый Бим, Черное Ухо»)…
Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой, хорошо относившейся к актеру. Съемки длились четыре года, и, по словам самого Вячеслава Тихонова, они буквально опустошили его. «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще, хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».
С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно отнеслись к работе Вячеслава Тихонова. Да он и сам был так недоволен собой, что даже в какой-то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Самую «звездную» свою роль – Исаева-Штирлица – Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова первоначально пробовала совсем других актеров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссера пал на Тихонова.
Актер вспоминал: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Ничего особенного не требовалось – только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, котурность (хождение на котурнах – ред.), суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер. Актеру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы. Редко кто из актеров умел так содержательно молчать в кадре, как Тихонов. Длинные паузы Штирлица лишены ложной многозначительности и совершенно не обременительны для зрителя, который напряженно проживает их вместе с актером.
Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание.
Актерская удача! Невиданная популярность! Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых! Настоящий триумф! Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.
Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев – это всего лишь образ, блестяще воплощенный артистом. «Жаль», – покачал головой Брежнев…
А ведь фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС М. А. Суслов высказался против показа. «Не показан подвиг советского народа в войне», – прозвучал аргумент. Его поддержали советские военачальники, заявившие, что по фильму складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.
За фильм вступился председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». (Много лет спустя, когда Андропов станет Генеральным секретарем ЦК КПСС, он наградит Тихонова звездой Героя Социалистического труда). Тем не менее, в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятный и включить в картину несколько сот метров документальной хроники. Картину это не испортило, она живет уже не одно десятилетие…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев