Это один из самых любимых, самых радостных праздников церковных. Как говорят в народе - Богородичная Пасха. Как это ни странно, но о событии, которое составляет сущность праздника Успения, в Евангелии не сказано ничего. В Евангелии вообще так мало сказано о Марии, Матери Иисуса, всего лишь несколько эпизодов, так что многим даже верующим церковным людям кажутся преувеличенными то почитание, та поистине удивительная любовь, которыми окружен в Православии образ Пресвятой Богородицы. Но тут ключевое слово - кажется.
Что же знаем мы о Марии, Матери Спасителя? Мы видим Ее в самом начале Евангелия принимающей со смирением и послушанием Свое материнство: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк.1:38), – говорит Мария в ответ на услышанный Ею зов свыше. Мы видим Ее дальше в смиренной пещере, у яслей Ребенка, для Которого, по словам церковного песнопения, «место ни едино же бе обиталищу», т.е. не нашлось в мире крова. Затем видим Пресвятую Марию приносящей Младенца в Храм и посвящающей Его Богу, слышим и обращенные к Ней пророческие слова старца Симеона:
И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2:35). А потом cовсем мало, совсем скудно. Вот просит Она Своего Сына на браке в Кане Галилейской не дать омрачиться радости человеческой, не дать нарушиться празднику. Вот Она издалека следит за Его проповедью. Дальше - только в самом конце находим мы Ее стоящей у Креста, сострадающей всеми брошенному и распятому Сыну. Так мало, а вместе с тем ТАК МНОГО, что многие века обращена к Ней бесконечная любовь, неиссякающее умиление, непрекращающееся приветствие: «Радуйся, радосте наша…», «Радуйся, радости приятелище…» И исполняются слова, сказанные Ею Самой: Се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк.1:48).
И вот каждый год в конце августа празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Ее, которую называет «успением» – словом, соединяющем в себе и сон, и блаженство, и мир,и упокоение, и радость.
Повторяю: мы ничего не знаем об обстоятельствах смерти Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа. От раннего христианства дошли до нас разные рассказы о Ней, разукрашенные поистине детской любовью и нежностью. Но именно потому, что рассказы эти разные, нам нет нужды отстаивать историчность ни одного из них. И не на историческую обстановку, не на время и место земной Ее кончины направлены в день Успения память и внимание Церкви, а на то, что составляет сущность и смысл этой смерти, где и когда бы она ни наступила. Ибо это смерть Той, Чей Сын победил смерть, воскрес из мертвых и нам обещал торжество общего воскресения и жизни неумирающей.
И, может быть, лучше всего сущность и смысл этого события переданы на иконе, которая в день Успения полагается в центре храма и составляет как бы средоточие всего празднования. Здесь изображена Божия Матерь на смертном одре. Вокруг Нее стоят апостолы, а над Ней – Сам Христос, Который держит на руках Свою Мать, живую и навеки с Ним соединенную. Итак, мы видим смерть и то, что совершилось в этой смерти, – не разлуку, но соединение, не печаль, но радость, не смерть, но жизнь. «По рождестве Дева и по смерти жива» поет Церковь, взирая на эту икону. И еще: «В рождестве Ты сохранила девство, а в успении мир не оставила».
И вот приходят на память слова одного из самых глубоких и прекрасных обращений к Деве Марии: «Радуйся, заре таинственнаго дне…» Поистине свет зари изливает праздник Успения, и, созерцая этот свет, которым сияет смертный одр, мы понимаем, что СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ, что само умирание стало здесь актом жизни, вхождения в большую жизнь – жизнь жительствующую. Ту, Которая всю Себя отдала Христу, встречает Он у светлых дверей этой жизни, и вот смерть становится радостной встречей, и вот жизнь одолевает, и над всем воцаряются радость и любовь.
Пресвятая Богородице, помогай нам! ❤️
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев