Практически, единственным священником в храме с 1889 года был батюшка Тихомиров Евгений Иванович. Родился он 8 января 1866 года в Кузнецком уезде в семье священника. С 1875г по 1879 обучался в Приходском Духовном Училище. На то время было обязательным обучение детей священников в ПДУ. Дети, уклонявшиеся от учебы в этих школах, исключались из духовного сословия. В духовном училище Евгений получил первоначальное образование и подготовку к служению в православной церкви. Училище имело 4 класса. Программа приравнивалась к программе четырех классов гимназии.
Дальнейшее обучение будущий священник получил в Саратовской Духовной Семинарии, которую успешно закончил 27 июля 1886 года.
В сентябре 1886 года был назначен на дьяконское место при Соборной Иоанно-Предтеченской церкви в городе Вольск. В январе 1888г ему было предоставлено священническое место в селе Тепляковке Саратовского уезда. 21 февраля 1888 года состоялось торжественноепосвящение в священники. В августе 1889г получает перевод в село Щербедино (Шепелевкатож) Балашовского уезда в Дмитриевскую церковь.
В 1899г был утвержден законоучителем Щербединской церковно-приходской школы. В сентябре 1903г назначен преподавать Закон Божий в Памятском земско-общественном училище. За преподавание священник получал за урок 77 коп.
На протяжении всей службы в храме священник был награжден:
- благодарностью за исправность в своевременном представлении к цензору сочинений своих (1871г),
Набедренником (1899год), Награждение производилось указом епархиального архиерея. (Навешивается набедренник через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.)
Скуфьей (1903г), ( Скуфья — фиолетовая шапочка, которая надевается как на богослужения, так и вне него.)
Камилавкой (1909г) Награждение производилось указом епархиального архиерея. ( Носитсякамилавка во время богослужения и во время официальных и торжественных мероприятий).
Священник Евгений Тихомиров остался в памяти шепелевцев до сей поры. Его запомнили как священника от Бога: доброжелательного, отзывчивого, принципиального, обладающего силой слова и убеждения. Он был разносторонней личностью, кроме преподавания Слова Божьего, был скрипачом и руководителем церковного хора.
Рядом с ним на православной ниве многие годы трудились дьяконы В.Г. Яковлев и И.Г. Гусев. Звонарем служил Федорин Савелий Алексеевич. Он был мастером своего дела. Колокольный звон разносился по округе, ободряя душу, зовя ее квозвышенному, отвлекая от земных, часто грешных дел. У многих людей рука непроизвольно тянулась совершить крестное знамение. Вообще, колокольный звон очень созвучен с душой и высоким духом русского человека. Такой же величественный, чистый, светлый...
Но с приходом советской власти начались гонения на священников и верующих и в нашей местности. Гонения приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода. Сотни православных были согласны с мыслью: "Отделение Церкви от государства считать равносильным отделению души от тела, русский человек, как православный христианин и как гражданин, не может разделиться... Церковное достояние - достояние верующего народа…».
В это непростое время настоятель Дмитриевского храма все равно исправно нес службу. Его сын служил в НКВД. Лично запрещал проводить в храме службы, крестить, отпевать. Но, несмотря на все запреты, священник откликался на любые требы своих прихожан. Время шло, законы ужесточались. В 1937 году в с. Шепелевка власти закрыли церковь и попытались ее разрушить. Однако жители Шепелевки встали на защиту православной святыни. Возглавил это движение, член церковного совета, крестьянин Федор Федорович Сидоров. В борьбе за сохранение храма его активно поддержали многие верующие села. За что он будет арестован, а вскоре расстрелян. В вину ему поставили сопротивление снятию колоколов с церкви, «упорное подстрекательство на сопротивление несознательной массы населения Шепелевки».
В день, когда была предпринята попытка разрушить храм, собрались почти все жители села.Кто пришел по своей воле, а кого и пригнали насильно. Смелых и протестующих было не так много. Но именно эта небольшая горстка людей выразила свое несогласие. Протестующих отогнали от здания церкви, а священника Е. Тихомирова посадили в повозку, запряженную лошадью, и хотели увезти. Однако, находившиеся здесь бывшие монастырские насельницы (возможно, из Балашовского Покровского женского монастыря) и служители церкви отстояли его.
Все-таки храм стали безжалостно разрушать. По приказу властей с церкви были сброшены колокола и разрушена колокольня. Многие люди, спасая церковное имущество, разнесли по домам иконы и другую церковную утварь. Так почти девять десятков назад завершилась история храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского. Очень бы хотелось надеяться, что наступит день, когда начнется восстановление святыни.
К счастью, на местном кладбище сохранилась могила последнего священника храма Е. Тихомирова. На ней верующая из СаратоваОвчарова Светлана Владимировна на свои средства поставила крест и ограду. На могилу часто приходят православные и молятся. О священнике сохранилось много легенд. (Из воспоминаний С.В. Овчаровой и старожилов села Шепелевка)
«Если выдавался засушливый год, то верующие шли в храм и просили батюшку помолиться о дожде. И через некоторое время дождь начинался. А когда батюшки не стало, то верующие с крестным ходом шли к могиле священника. Помолившись, они не успевали добежать до дома, как начинался ливень. И это было неоднократно.
Когда храм был закрыт, то многие помолиться о своих потребах шли на могилку к батюшке Евгению. И многие получали его помощь.
В годы ВОВ, а зимы тогда были морозными, если кто-то умирал, а могилы некому было копать, то его хоронили в гробнице батюшки. По словам старых людей, двоих или троих человек похоронили таким образом». В том числе был захоронен в склепе Е. Тихомирова участник ВОВ умерший от ран в Бабинском ЭГ №4086 8.01.1944года Морозов Владимир Андреевич.
Комментарии 1