Получая при крещении определенное имя, ребенок приобретал ангела-хранителя. Родители старались иметь дома иконку с его изображением. В наше время родители могу выбрать при крещении ребенку любое имя, лишь бы оно было в святцах.
Крестьяне чаще всего крестными родителями брали ближайших родственников, у мещан часто встречались в восприемниках друзья, соседи.
В восприемники не брали: для одного ребенка мужа и жену, монахов, самих родителей, девушек до 13 лет и парней до 15 лет, неправославных, некрещенных.
Ребенка в церковь приносили восприемники (крестные), родителей не допускали. В наше время присутствие родителей разрешено.
В селах и деревнях для крещения воду приносил крестный. Нельзя было приносить воду в коромысле, чтобы ребенок не был горбатым. Приносили больше одного ведра, чтобы ребенок не бедствовал в будущем. После крещения освященную воду выливали туда, где ее не затопчут.
Как раньше, так и сейчас крестная приносит для крестника белое полотенце или отрез ткани, крестный оплачивает крестины и покупает крестик.
Кумовьев приглашали и сейчас приглашают на все семейные праздники.
Крестников-сирот крестные брали к себе в дом, обучали, оказывали материальную поддержку.
Если ребенок рождался слабым или почти без признаков жизни, его старались окрестить в день рождения. Ему сразу же нарекали имя, причем девочке давали имя матери, мальчику - отца. Считалось, что это добавит ребенку жизненных сил.
Крестильную рубашечку сохраняли раньше, сохраняют и сейчас. Считается, что она одарит ребенка здоровьем в случае болезни.
Запрещались браки между кумовьями, между крестниками и восприемниками, между восприемниками и родителями ребенка. При выборе восприемников из молодого поколения, старались учитывать то, что в будущем брак между восприемниками запрещен. Народными суевериями считалось приглашать в восприемники беременную женщину – вероятность смерти либо крестника, либо ожидаемого ребенка. Также нежелательным было крещение детей друг у друга – как будто расхристились. Старались не брать в крестные тех, у кого в семье была большая смертность детей, умалишенных и калек, предполагая, что дети перенимают от крестных те или иные качества.
В редких случаях церковью допускается крещение без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом.
Нет комментариев