" - сказал перед смертью старец Феодор.
160 лет назад в Томской области скончался благочестивый старец Феодор Кузьмич. Согласно народным преданиям, под этим именем закончил свой земной путь российский император Александр I.
В те времена, было мнение, что монарх не ушел из жизни, а скитался по России с посохом в руках, а затем долгое время прожил в Сибири под именем Феодора Кузьмича. Эта загадка остается предметом оживленных дискуссий и в наши дни. Но не все так просто.
Ученые пытаются разгадать "шифр старца"
Ученые и верующие до сих пор ведут споры о том, совпадают ли личности императора Александра I и старца-странника сибирского Феодора Кузьмича. Вся жизнь окутана таинственностью, даже после их смерти. Обсуждаются причины, мешающие разгадать один из наиболее значимых вопросов российской истории, и роль, которую в этом играет так называемый "шифр старца".
Так интерес антрополога Михаила Герасимова, который изучал жизнь Александра I, вызвал массу вопросов и сходств с описанием жизни Феодора Кузьмича. Правда остается открытым вопрос, совпадают ли останки, найденные в могиле, с описанием, зафиксированным в деле о старце.
Несколько фактов
В 1842 году императора узнали в лице странника. Казак-ссыльный по фамилии Березин, вероятно, прежде служивший в императорской охране, потерял сознание при встрече с Феодором Кузьмичем в станице Белореченской, заметив в нем черты государя: рост, цвет глаз и характерную привычку держать руку полусогнутой на груди. Он смог произнести только: "Ваше величество! Как это возможно?"
Слухи о царе, сменившем имя и образ жизни, начали распространяться по области. Говорили, что таким образом Александр искупил грех за убийство своего отца, Павла I. Существовал также слух, что его младший брат, будущий император Николай I, пытался его убить в 1825 году, но он сбежал и нашел убежище у святого Серафима Саровского, став его последователем.
После уже своей известности Феодор Кузьмич поселился в селе Краснореченском, где только усилил слухи о своей личности. По словам крестьян, он с особым почтением отмечал день памяти князя Александра Невского, словно это были его собственные именины. Он также часто рассказывал о войне 1812 года, вдаваясь в детали боевых действий, и однажды даже высказался о тайной зависти царя к военным успехам Кутузова. Однако о своем прошлом он категорически отказывался вспоминать.
"Шифр старца", а точнее загадка Феодора Кузьмича была признана вопросом государственного уровня еще в начале XX века. Публикация знаменитого адвоката Анатолия Кони, повествующая о "рукописях старца Федора Кузьмича", привлекла внимание внучатого племянника императора Александра I, великого князя Николая Михайловича. Утверждалось, что старец всегда носил эти рукописи в шерстяном мешочке.
Вышеупомянутый мешочек был обнаружен над смертным одром Кузьмича в доме купца Хромова.
У старца спросили: кто он?
Перед кончиной старца купец вопросил его, не является ли он царем Александром Павловичем, на что Федор Кузьмич ответил: "Чудны дела твои, Господи… Нет тайны, которая бы не стала явью", указывая на мешок и намекая, что в нем содержится его тайна.
Исследование содержимого мешка выявило два обрывка бумаги: один содержал цитаты из Евангелия, а другой – загадочную последовательность букв. Вероятно, именно в этой последовательности был зашифрован ответ на вопрос о личности старца.
Анатолий Кони предположил, что почерк на загадочном клочке бумаги был идентичен почерку императора. Однако проведенная экспертиза в 1907 году пришла к противоположным выводам.
Князь утверждал, что расшифровал сообщение, но его выводы были встречены скептически, поскольку в обществе широко распространялась версия о "свергнутом царе" и даже существовала идея, что Александр II, стремясь искупить "грех отца", приказал перезахоронить останки Федора Кузьмича в Петропавловском соборе.
Мнение
Тем не менее, существует проблема: нет уверенности, что останки императора находятся в Петропавловском соборе. Историки предполагают, что это так, в то время как Русская Православная Церковь выражает иное мнение.
«Обращения к архивным данным, музейным работникам и известным историкам привели к категорическому заключению: рассказы о перезахоронении – лишь легенды и вымыслы, не подтвержденные документально. Церковь располагает определёнными свидетельствами и убеждениями, которые могут служить весомыми аргументами для нас. Но продолжение этих исследований является нашей задачей», — отмечает митрополит Тихон (Шевкунов).
«Шифр старца» исчез
Загадочная записка "шифр старца" также окутана тайной. В 1909 году она бесследно исчезла, и до сегодняшнего дня сохранились лишь несколько фотокопий, опубликованных в тех временах в прессе. Удивительно, но полноценное почерковедческое исследование с применением современных технологий так и не было проведено.
Некоторые факты из биографии императора приводят нас к изучению его идентичности и связи с Федором Кузьмичем. Так, по утверждениям Щелкачева: "Монарх часто выражал недовольство обременительностью трона и стремился к духовной жизни.
"Он однажды выразился: "Я отдал службе 25 лет, даже от солдата большего не требуют".
Это даёт основания для научной проверки гипотезы", — акцентирует внимание историк.
Изучение жизнеописания старца поможет нам понять, кем он был.
Житие старца
С середины XVII столетия в Томске находится Богородице-Алексеевский мужской монастырь. В алтарной части монастырского Казанского собора в январе 1864 года был захоронен известный в этих местах старец Феодор Кузьмич.
Согласно свидетельствам местных жителей, к его могиле дважды приезжали российские императоры вместе со своими семьями, среди паломников был и Николай II.
В эпоху советской власти, после закрытия монастыря, власти стремились избавиться от места погребения старца, сровняв могилу с землёй. Однако верующие, надеясь на молитвенное заступничество святого, продолжали приходить сюда со своими невзгодами и уходили утешёнными.
Одна из историй в житии старца рассказывает о девочке, которую не могли вылечить доктора, но она была неожиданно избавлена от недугов на могиле старца, что поразило вернувшуюся домой матерь.
Феодор Кузьмич появился в тех землях в первой половине XIX века, будучи бездомным и без паспорта странником. После задержания в Красноуфимске он был записан под именем Феодор Кузьмич и передан на судебное разбирательство. Согласно судебному определению, странник обосновался в деревне Зерцалы, где располагался государственный винокуренный завод. Остаток своих дней он провел на участке, принадлежащем купцу С.Ф. Хромову, находящемся в пяти верстах от Томска. За шесть лет до кончины Феодора Кузьмича, когда старец серьезно заболел, владелец дома попытался выяснить его настоящую личность. Однако Феодор Кузьмич отклонил этот вопрос, заявив, что его истинное происхождение никогда не будет раскрыто. Он упомянул, что такой же ответ был дан и высокопоставленным церковным деятелям Иннокентию и Афанасию.
Император брал благословение
Свидетельства о встречах императора со святым Серафимом Саровским подтверждают, что в 1825 году старец произнес к тогдашнему гостю при прощании:
«Поступи, Государь, как я тебе сказал».
В том же 1825 году, за два месяца до своей смерти в Таганроге, император Александр I ночью посетил Александро-Невскую лавру. Встречали его митрополит Серафим и архимандриты в полном церковном облачении, а также монашество. Император, вышедший из экипажа, благословлен крестом, был окроплен святой водой, получил благословение от митрополита и направился в кафедральный собор, где служился молебен. Во время службы он стоял перед мощами святого благоверного князя Александра Невского и проливал слезы. При чтении Священного Писания император опустился на колени и склонил голову под Евангелие. По завершении службы, после поклонения мощам и прикосновения к иконе Александра Невского, он поклонился присутствующим и, простившись, попросил благословения у затворника Алексия и попросил митрополита и монахов молиться за него и его супругу.
А потом появился старец Феодор
Через одиннадцать лет после этих событий на территории Сибири появился странник по имени Феодор Кузьмич, который был поразительно похож на скончавшегося императора. Он носил простую одежду: холщовую рубаху, подпоясанную тонкой веревкой, питался ржаными сухарями, замоченными в воде, и запеченным картофелем. В его скромной келии находились кровать, сделанная из двух досок, пара скамеек и маленький столик. На стенах висели образы Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского. На столе было установлено Распятие, а рядом лежали книги: Евангелие, Псалтирь, молитвослов и «Семь слов Спасителя на Кресте».
Молился, учил, пророчествовал
Старец поднимался на заре. Никто не был свидетелем его молитв, но после кончины Феодора Кузьмича на его коленях были обнаружены мозоли, что свидетельствовали о его тайных молитвенных стояниях.
Он обучал детей чтению и письму и вел разговоры с взрослыми о истории России, иногда раскрывая детали, известные только непосредственным участникам событий.
Старец обладал даром прозорливости: незнакомцев он нередко приветствовал по имени, хотя они еще не представились. Ему было дано видеть события, развертывающиеся на тысячи верст от него.
Однажды он, никогда не умывавшийся, попросил жену купца Хромова облить его голову водой из бочки; позднее выяснилось, что в тот момент в Петербурге загорелся Апраксин рынок.
Феодор Кузьмич был наделен даром исцеления. Среди обратившихся за его помощью была томская блаженная Домна Карповна, впоследствии причисленная к лику сибирских святых.
«Я вступила на крыльцо его келии, и он, святой старец, исцелил меня», — рассказывала она купцу Хромову, который зафиксировал это свидетельство в своей большой тетради.
После его смерти забил источник
Феодор Кузьмич скончался 20 января (2 февраля) 1864 года, причастившись Святых Таин перед кончиной. После его упокоения под полом его келии начал бить источник, от которой многие получали исцеление, и она долго не портилась, будучи сохранена в сосудах.
Обнаружены мощи
Несколько лет тому назад были найдены мощи старца, и он был прославлен как местночтимый святой Томской и Асинской епархии. На месте его захоронения была построена часовня, а его мощи помещены в Казанском соборе. Рядом с иконой Спаса Нерукотворного расположены две иконы Феодора Кузьмича: одна каноническая и одна, написанная до его канонизации, с изображением его на фоне Богородице-Алексеевского монастыря.

Интересный факт
Еще будучи Великим Князем в 1796 году, Александр I написал своему другу В.П. Кочубей выражает свои страдания от необходимости присутствовать на дворцовых мероприятиях, где он сталкивается с унижениями, которые другие готовы терпеть ради достижения внешних знаков почета, которые не имеют для него ценности. Он признает, что не предназначен для высокого положения, которое занимает, и тем более не для будущего, обещанного ему, от чего он решительно отказывается, ведь внутренний мир и чистота совести для него важнее всего.
Несмотря на то, что его истинная судьба старца остается неизвестной, непреложным остается тот факт, что Россия и обширные просторы Сибири имеют на небесах своего заступника и молитвенника в лице старца Феодора Томского.
На месте захоронения: явления старца, нетленные мощи и разграбление могилы
Кстати, Император Николай II планировал начать строительство каменного храма и приюта для детей непосредственно на месте кельи. Строительство было одобрено священником Иоанном Кронштадтским, однако начало Первой мировой войны и Октябрьская революция помешали реализации этих планов. Тем не менее, удалось возведение часовни на месте захоронения старца.
В 1903 году архимандрит Иона, игумен Богородице-Алексиевского монастыря, благословил строительство часовни. Средства на её возведение были собраны благодаря пожертвованиям жителей Томска и окрестностей, при этом отказов не поступало. В процессе земляных работ для фундамента часовни была частично раскопана могила старца. По свидетельствам игумена монастыря, подрядчика Леднева и архитектора Оржешко, останки старца оказались нетленными...
После революции, в 1923 году, могила Федора Кузьмича была разграблена.
В том же году многие жители города стали свидетелями явлений старца в Томске.
Прославление
В 1984 году произошло прославление Федора Кузьмича, осуществлённое с благословения Святейшего Патриарха Пимена, в рамках празднования Собора сибирских святых, куда был включён и старец Федор. В этот период была также написана его икона.
В начале 1990-х начался поиск останков старца. Останки Федора Кузьмича были обнаружены там, где должны были находиться – на месте воздвигнутой часовни. Увы, но как оказалось, на этом же месте тогда была уборная.
Когда семинаристы извлекали останки из зловонной ямы, на место прибыли представители комитета по охране памятников, которые заявили о том, что мэрия, давшая разрешение на раскопки, превысила свои полномочия. Несмотря на их возмущения, семинаристы продолжили свою работу. Останки были очищены и впоследствии установлены в храме монастыря.
5 июля, день обретения мощей старца, стал еще одним православным праздником в Томске.
В 2001 году, в день празднования всех российских святых, над могилой старца Федора была воздвигнута часовня-келья.
По-видимому, намерению Божьему не суждено было полностью раскрыть тайну Федора Кузьмича.
Новое исследование стало сенсацией
Но удивительный факт открылся не так давно, 10 лет назад.
Специалисты в области графологии высказали мнение, что знаменитый отшельник Феодор Томский возможно является бывшим императором Александром I. Исследование подлинных письменных документов, оставленных как монархом, так и скитальцем, выявило совпадение их стилей письма, как сообщила "Российская газета" в 2015 году.
Это поразительное утверждение было озвучено на первом форуме, целиком посвященном личности императора Александра I, который проходил в Томске. Глава Российского общества графологов Светлана Семенова, после анализа текстов императора и старца Феодора, сделала вывод о том, что оба текста были написаны одним человеком.
По полученной информации, графологам предоставили на исследование тексты, написанные Александром I в возрасте 47 лет и Феодором Томским, когда ему было 82 года, не разглашая авторства данных документов.
- Исходя из графологического анализа, можно с уверенностью утверждать, что оба текста принадлежат одному автору, - отметила Светлана Семенова в ходе форума. - Наблюдаемые малозаметные особенности письма, такие как уникальная петля в букве "ж", которая компенсирует отсутствие рядом стоящих букв "о" и "е", остались неизменными несмотря на возраст.
Графологи также отметили полное совпадение характеристик почерка супруги Александра I, Елизаветы Алексеевны, и монахини Веры Молчальницы, о которой ходили слухи, что подобно своему мужу, она инсценировала собственную смерть и ушла в монашество.
Продолжится ли исследование? Ученые уверяют, что однозначно продолжат изучать.
Святой Федор Томский, моли Бога о нас!
Память святого праведного Феодора Томского празднуется:
- 20 января (2 февраля) в день его кончины;
- 22 июня (5 июля) в день обретения его мощей;
- 10 июня (23 июня) в день собора Сибирских святых.
Слава Богу за всё!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев