Этот простой русский человек родился в 1898 году в селе Константиновка Херсонской губернии в благочестивой крестьянской семье. Когда Стефану исполнилось девять лет, родители отдали его в церковноприходскую школу, в которой он проучился три года, после чего поступил в училище при местном монастыре. Здесь Стефан впервые проникся поэтической красотой и духовной глубиной православных богослужений, которые он старался никогда не пропускать. Из духовной литературы Стефан особенно полюбил читать жития святых. Жажда достигнуть такой же совершенной любви к Богу, какую имели угодники Божии, поселилась в душе Стефана и не оставляла в течение всей его жизни. Окончив училище, Стефан поселился на подворье одного из монастырей. Он усиленно занимался изучением устава и был принят певчим в монастырский хор. Научившись церковному пению, он вернулся в родное село и стал посещать клирос сельской церкви.
В 1917 году Стефан был мобилизован в действующую армию и направлен на Румынский фронт. Через несколько месяцев в России произошла революция, и немцы, пользуясь этим, перешли в наступление. Воинское подразделение, в котором служил Стефан, попало в плен. Вскоре и в самой Германии произошла революция, условия содержания военнопленных до крайности ухудшились, и Стефан бежал из концлагеря. Домой в Россию ему пришлось идти пешком днем и ночью, терпя холод, часто голодая. Так он прошел часть Германии, Австрию, Венгрию, переправился через Российскую границу. В родной дом Стефан пришел за четыре дня до Рождества Христова. Вскоре он устроился в храм псаломщиком.
Отец к тому времени состарился, мать была тяжело больна, и Стефан решил жениться. В жены он взял круглую сироту из своего же села. Через год у них родилась дочь Раиса. Однако все это время Стефана не оставляло чувство, что он не может вести обыкновенную жизнь, когда вокруг творятся такие беззакония, когда народ стонет под игом безбожной власти. Голос совести явственно и громко звучал в душе Стефана, призывая его действовать. И в начале 1923 года он оставил свой родной дом и отправился в Москву. Придя в столицу, Стефан стал молить Бога, чтобы Он указал ему, что надо сделать, чтобы явиться к нынешним правителям России и сказать им, как он сам выражался, «Божию правду».
В то время в Москве скончался патриарший архидиакон. На его отпевание собралось много людей. Здесь, воспользовавшись большим стечением народа, Стефан взошел на возвышение и сказал проникновенное слово о почившем архидиаконе, а затем, обращаясь к народу, прибавил: «Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому, прошу вас — не забывайте Бога, живите по совести. Настанет время – православные христиане воспрянут, а этих богоненавистников Бог свергнет».
Во время этой речи Стефан был арестован и отвезен в отделение милиции. На допросах он отвечал очень неожиданно, почти юродствовал. Так, на вопрос следователя, где его документы, Стефан расстегнул на груди рубашку и, показывая на тяжелый оловянный крест, сказал: « Вот мои документы. Больше у меня нет ничего», а на вопрос, к какому он принадлежит государству, ответил, - «Небесному Иерусалиму». На вопрос о том, где и когда он служил, Стефан ответил словами, полными горечи и скорби: «Не помню, но знаю, что в России, тогда еще Россия была. А теперь я вам не буду о России говорить, потому что ее не существует».
В тюрьме ГПУ Стефан первое время сидел в общей камере, и его присутствие стало большим утешением для узников: многие благодаря его смелым проповедям воспрянули духом. В ходе следствия власти признали Стефана «социально опасным элементом» и приговорили к трехлетнему заключению в Соловецком концлагере. В лагере ему пришлось нелегко: он заболел цингой и у него временно отнялись ноги. По окончании срока, узнав, что Стефан не изменил своих убеждений, представители ОГПУ тотчас отправили его в новую ссылку в Казахстан еще на три года. Когда вышел и этот срок, ему снова дали три года ссылки. В ссылке он научился различным ремеслам, в которых проявил недюжинный талант — мог сделать и гитару, и лодку, и что-либо из домашней утвари.
В 1932 году Стефана, наконец, освободили, и он уехал на родину. В Константиновке к нему сразу же потянулись люди, они стали просить его, чтобы он похлопотал об открытии храма, закрытого пять лет назад. Стефан собрал церковную общину и поехал с бумагами к властям в Херсон, откуда вскоре вернулся уже со священником. Сам Стефан начал управлять церковным хором. Это время стало подлинной отрадой и для Стефана, и для всех жителей села. Однако продлилось это недолго: вскоре начались притеснения властей, и в 1937 году Стефан вынужден был переехать в Симферополь, где устроился на работу маляром. Он ходил в кладбищенский храм. Настоятель храма о.Николай вскоре предложил Стефану управлять хором. Здесь, на церковной службе, в храме, Стефан снова нашел свое место — не было для него ничего любимее и дороже, чем церковь. Однако священник оказался осведомителем НКВД, и вскоре последовал новый арест Стефана.
В ходе следствия Стефан держался очень достойно и не признавал себя виновным. Тем не менее 7 апреля 1941 года Особая Комиссия приговорила его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере города Норильска.
С началом Великой Отечественной войны переписка между Стефаном и его родными прекратилась. И только в начале 1945 года они получили от него первое после длительного перерыва письмо, где он писал: «До окончания моего срока остается три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе». Родные послали ему письмо, деньги, посылку, но ответа уже не пришло. Через некоторое время его дочь написала в управление ГУЛАГА, откуда ей ответили, что Стефан Наливайко умер 12 февраля 1945 года от голода.
Мученик Стефан, как мы видим из его жития, не нес аскетических подвигов, не был отшельником, чудотворцем, не имел никакого священного сана, но в те минуты, когда испытывалась его любовь, его вера к Господу, он показывал такую решимость, горение духа, что весь преображался, забывал про все мирские привязанности, не щадил и собственной жизни и этим уподоблялся древним мученикам. Решимость принести в жертву Богу всё, - пусть даже это проявляется в самых обыденных ситуациях, - обнаруживает, что мы Божии; решимость делает явной нашу любовь к Господу. Как пишет преподобный Исаак Сирин: «Когда сердце возревнует духом, то ум, как алмаз, своей твердостью противостоит всем искушениям. Поревнуем и мы духовной ревностью о воле Иисусовой. И будет отогнано от нас всякое нерадение, порождающее в мыслях наших леность, потому что ревность рождает отвагу, душевную силу и телесную старательность».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев