До Рождества Христова - 5 дней
Период со 2 по 6 января - предпразднство Рождества Христова; особое время подготовки ко встрече с Новорожденным Богомладенцем.
Христос идёт ко мне, а неужели я буду сидеть на месте? И я иду к Нему. И вот мы друг к другу идём. Он ко мне, а я – к нему. И должны встретиться в Рождественскую ночь.
Моё движение к Нему — это мои добрые дела, моё чтение Евангелия, моё посещение храма Божия, мои благочестивые размышления, мой пост.
Протоиерей Андрей Ткачев
Богослужения этих дней напоминают верующим о том, что воплощение Господа – это снисхождение Бога к людям: Сын Божий, став Человеческим, с первых дней вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающемуся помешать делу спасения людей.
Каждый день предпразднства Рождества Христова поднимает важные темы:
2 января
- образ боговочеловечения и призыв к духовному бодрствованию для достойной встречи грядущего Избавителя.
3 января
- богоубийственные замыслы Ирода и призыв принести Рождающемуся слёзы покаяния и очистить душу от всякой богопротивной мысли.
4 января
- планы Ирода и противопоставление им мудрости и любви волхвов.
5 января
- призыв к нравственному и умственному приготовлению к достойной встрече праздника.
6 января
- блага Боговоплощения: возрождение, возведение человека «к первому благородию», свобода всем верным.
Каноны малого повечерия в этот период составлены по образу и подобию канонов Страстной седмицы.
Неслучайно
в дни предпразднства Рождества Христова усиливается пост
, (исключается рыба даже в субботу и воскресенье)
. В Сочельник вкушение пищи по уставу благословляется только один раз, после вечерни с Литургией. В этот день на трапезе вкушают символическое блюдо - сочиво (кутию из зерна с медом: зерно обозначает воскресающую жизнь, мед и другие сладости – блага, которые Господь пошлет семье в будущем).
Кутия обычно вкушается в память мучеников и при поминовении усопших. Таким образом,
сочиво на трапезе в Сочельник напоминает о том, что Воплотившийся Христос есть и Агнец Божий, Которому предстоит добровольно пострадать за грехи всего мира; а также и трехдневный мертвец, которому волхвы помимо золота и ладана принесли смирну
.
Тропарь Рождественского предпразднства
приглашает нас к приближающемуся празднику Вифлеема и Эдема; сопоставляет событие с вызвавшим его грехопадением Адама и смотрит на Рождество Христово как на возвращение нам рая, которым явилось чрево Девы.
Тропарь предпразднства
глас 4
Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся Ефрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оная чрево явися мысленный, в нем же Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос рождается прежде падший возставити образ.
Кондак
составлен по образцу праздничного кондака, кратко и просто изображает подготовление события, приглашая к радости всю вселенную.
Кондак предпразднства
глас 3
Дева днесь превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми, хотящего явитися Отроча Младо, Превечного Бога.
Последний отрезок долгого пути всегда труден, но впереди - главная Встреча. И пусть радость этой грядущей Встречи помогает всем нам преодолеть все тяготы и искушения последнего, самого главного этапа: не уснуть, не свернуть в сторону, не отвлечься на что-то «увлекательное» по пути…
Нас ждёт Христос.
Как нам всеми силами не стремиться к Нему? (В том числе и приходя в храм на богослужения в выходные новогодние, такие важные предРождественские дни)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3