Особый раздел был посвящён у Клейна, как он говорил, "метафорам Солнца"*(*44), которое могло обозначать:
1). Человеческий Ум / "noys".
2). Чувственное восприятие / "aisthёsis".
3). Божественный Логос.
4). Водителя Всего", т.е. Самого Бога.
Божественный свет, "первообразный свет", приравнивался к Софии, т.е. "мудрости". Бог, обозначаемый часто как "поэтическое Солнце"*(*45), есть образец природного Солнца. Это последнее есть - подражание и подобие его Света*(*46). Клейн давал реконструируемую им из различных текстов "картину световых ступеней" у Филона:
1). Бог - Архетип Архетипа.
2). Божественный Логос = Прообраз Божественного Света = Поэтический Свет = Ноэтическое Солнце = София = Пневма = Парадейгма.
3). Природное Солнце и Звёзды, т.е. естественный свет.
4). Природный свет = "неистинный свет".
5). Тьма, порой отсутствие лишь естественного света, но также и Духовного Света, никогда, однако, не становящееся самостоятельной величиной отрицательного порядка, как это было в "последовательно дуалистических гностических системах".
Но и в человеческой сфере термин "свет" употребляется у Филона как сравнение или метафора. Так, часто говорится о Солнце-нусе или о Свете-нуса*(*47). Клейн анализировал тексты, относящиеся к филоновской "теории познания", говоря о 3-х типах использования Света как средства познания:
1). Свет как медиум чувственного восприятия, обозначаемого как Солнце*(*48).
2). Свет как медиум познания Нуса или Рассудка / "dianoia", который приобретается человеком в аскетической практике.
3). Свет как медиум познания Души, озарённой Актом Божественной Благодати.
У Филона речь шла "о душевных очах, которые открываются у человека в Благодатном Акте Просветления / "photidzein". Причём способная к созерцанию часть Души уже существует, т.ч. речь идёт не о создании органа познания, но о его открытии. Объект познания - не Бог и не его Сила, но деяния Божии. "Озарение", возможность созерцать бога, дана лишь очень немногим людям, представителем которых у Филона является Пророк, или "Израиль"*(*49). По мнению Клейна:
- "Вся филоновская "теория познания" отмечена фундаментальным противоречием - между радикальным агностицизмом и экстатическим созерцанием Божества Душевными Очами".
Параллельно к этой "теории просветления" / "photidzein" y Филона являлось "представление о Световых Одеждах Божества, которые должны символизировать Просветление Человека. Однако, по мнению Клейна:
- "У Филона этот момент играет подчиненную роль".
Наконец, рассматривается филоновская трактовка явлений Божества. По Филону:
- "Человеку является не сам трансцендентный Бог, но его "образ" - в Свете или Огне".
Всеми силами Филон старался сделать невозможным натуралистическое понимание Бога, согласно Филону:
- "Процесс явления Образа Божия происходит полностью в реально-эмпирической сфере, т.ч. и Огонь и Свет, который превосходит огонь по святости и исходит от Образа, конкретны. Но это вовсе не означает, что сам Бог пли даже его силы являются телесным очам. Ни сущность Бога, ни его Сила / "dynamis" никоим образом не есть огонь. Не Бог, но Слава Божия / "doxa theoy" является в Огне. Кроме того, огонь получает добавочную функцию отграничивать священное место эпифании и преграждать доступ непризванным*(*50).
При всём отрицательном отношении Клейна к Филону он всё же уловил у него и достаточно ясно формулировал 1-ну из очень важных Идей и это - Идея Света. Мы бы не стали бы изучать и излагать Клейна, да ещё и приводить разные тексты из Филона, если бы здесь шла речь о свете только как о физическом или пусть даже умственном. излишне торжественно выражаясь "умопостигаемом" Свете. Дело не в свете как таковом, но в свете как в методе проявления и выражения вещей. Ведь всякое выражение есть совпадение внутреннего и внешнего, когда внутреннее целиком является вовне, а внешнее тоже не имеет самостоятельного значения, а только выявляет собою внутреннее. Вот эта элементарная теория выражения как раз и есть то, что Филон хотел сказать о Свете. Свет у него есть - выражение внутреннего во внешнем и отражение внешней стороной действительности её внутреннего содержания. И это относилось решительно ко всему - и к неодушевлённым вещам, и к одушевлённым существам, и к человеку, и к общественной или исторической жизни человека, и к космосу, и к тем принципам космической жизни, которые Филон называл "Силами" или "Ангелами", и к Творящей Энергии Идей, и к Совокупности Всех Идей в Логосе, и, наконец, к самому Логосу как Первичному выражению Непознаваемых Глубин Божественного Первоначала. Типичная "платоническая эстетика" переполненная толкованиями "Библии", довольно легко отделимая от этих толкований. В этом отношении Клейн, вероятно, в противоречии с самим собой, поскольку был к Филону настроен весьма отрицательно, сделал полезное дело для "Истории Эстетики". Чисто "религиозной" стороной вопроса и даже "религиозно-философской" стороной "вопроса о Свете" у Филона в данной теме подборке заниматься нет интереса, поскольку основной интерес предлагаемой Книги-Подборки направлен на "Историю Эстетики".
*(*44). - /Klein F, N. Op. cit., S. 31-43/.
*(*45). - /"De spec. leg". I 279; IV 231; Virt. 164 и другие места/.
*(*46). - /"De mirg. Abr.", 40/.
*(*47). - /"Quis rer. div. her.", 263; "De somn.", I 177 и т.д./.
*(*48). - /"De somn.", I 79/
*(*49). - /"De spec. leg." IV 191/.
*(*50). - /"Quaest. in Exod", II, 47/.
#ПопыткиИзложенияФилософииФилонаПриближающиеЕёКЭстетике#ФилонАлександрийский#УниверсалистскиеТенденцииВПроцессеПодготовкиПозднеэллинистическойЭстетики#Неопифагореизм#ИсторияАнтичнойЭстетики#ИсторияФилософии#ПозднийЭллинизм
Нет комментариев