в) Что касается искусства вообще, то кроме замечаний о подражании и фантазии мы имеем в "Аполлонии" еще ряд мелких обстоятельств, которые стоит отметить потому, что Филострат у нас почти не изучался и никакая деталь не будет тут лишней. Именно - в IV 28 мы читаем о том, как Аполлоний истолковал бронзовую статую Милона в Олимпии, стоящую на диске с гранатом в левой руке, с растопыренными пальцами правой руки и с соединёнными ногами. Филострат говорил:
- "Обычно, эту статую объясняли в Олимпии и Аркадии так, что все здесь есть не что иное, как атрибуты сильного атлета. Аполлоний же объяснял её как статую жреца Геры: гранат - единственное растение, посвящённое Гере, диск указывает на то, что Милон молится Гере на небольшом щите, правая рука указывает на молитву, левая же и ноги - на общее свойство древних статуй".
В этом "объяснении" Аполлония, может быть, и кроется истина, но едва ли тут есть что-нибудь эстетическое. Это - 1-но из ранних объяснений содержания искусства, минуя его стиль и структуру, могущее иметь, впрочем, некоторое отдалённое значение для истории античного понимания выразительных форм вообще. Аполлоний говорил в своей защитительной речи:
- "Живопись и скульптура, свидетельствуют о родстве человека с Богами"*(*75).
Аполлоний очень пессимистически смотрел на общественное значение искусств*(*76).
- "У разных искусств разные предметы, но нажива - общая цель всех искусств. Сюда относятся не только механические искусства, но и т.н. свободные - поэзия, музыка, астрономия, риторика и сама философия и магия. Правда, спекуляция и шарлатанство, являясь сплошным явлением в этой области, принципиально вовсе не необходимо".
Аполлоний придавал у Филострата исключительное значение украшению в искусстве. Тут*(*77) прямо утверждается:
- "Каждое искусство должно заботиться об украшении / "cosmoy", т.к. и самый факт искусства был найден ради украшения. Ведь необутость, нечистота старых плащей и котомок есть изображение украшения. Быть голым, как мы, хотя и похоже на безыскусную и простую фигуру, но придумывается это ради украшения. Если у Гомера: - "Земля питает даром таких диких и грубых существ, как циклопы, если на пиру Богов треножники движутся сами собой*(*78). То это служит только для украшения".
Указываемый здесь принцип ничего нового для нас не представляет, поскольку мы знаем, как декоративность дедуцируется из основ эллинистического мироощущения. В IV 7, р. 128 находим беглое сравнение Зевса Фидия с Зевсом Гомера. Зевс Фидия изображён сидящим. Это - город, который прекрасен только своими зданиями. Зевс Гомера даётся в самом разнообразном виде; он господствует не на Земле, а на Небе; с ним можно сравнить людей, не сидящих на месте, но путешествующих по всему свету. Если, действительно, правильно мнение Аполлония, что Зевс Фидия есть - "Земной Владыка", то этому мнению нельзя отказать в содержательности и некоторой проницательности. Но мы не знаем воочию Зевса Фидия. Ряд суждений высказано в "Аполлонии" специально о поэзии. В IV 25, р. 145 относительно садов Тантала сказано:
- "Это не реальность / "hyle", но образ реальности / "hyles doxa".
Может быть, здесь имеется в виду "эстетическая видимость", подобная той, которую мы встречаем у Плутарха. В III 25, р. 103 поэты осуждаются за неэтические сюжеты; тиран Минос у них сделан образцом справедливости, и ему дано судить людей, а добрый Тантал, благодетель своих друзей, - осуждён у них на вечный голод и жажду. Подобному осуждению подвергаются поэты в VI 40, р. 251, изображающие брачную связь Богов со смертными:
- "Пусть Боги соединяются с Богами, а мужчины с женщинами. Соединение же богов и людей неподобающе".
История с Иксионом показывает, что Иксиона меньше всего можно считать реальным человеком. В III 35, р. 113 давалось аллегорическое толкование египетского "образа корабля":
- "Это - космос, руководимый мудрым кормчим".
В таком виде образ "корабля понимается здесь, как мы сказали, аллегорически, а не символически, хотя иное толкование могло бы быть и символическим. Относительная слабость специфически мифологического чутья проглядывается и в рассуждениях о "мифах" / "баснях" Эзопа в V 14-16, р. 174-177, где восхвалялся приятный "морализм" этих произведений и явно предпочитался другим формам "баснословия". В IV 21, р. 140 восхвалялась "классическая драма" и критиковался период её упадка, когда началось размягчение и разнеживание нравов, психологизация музыки и танцев и измельчание сюжетов. В I 30, р. 32 сказано с похвалой о поэтессе Демофиле, ученице Сафо, сочинявшей гимны в "инонийском и памфилийском" роде. В VI 1, р. 219 перечислялись главнейшие "реформы Эсхила в трагедии", а также прославлялся величественный "трагический гений" этого писателя, в противоположность Еврипиду, о котором, по-видимому, говорилось в VI 3, р. 206. Наконец, в II 14, р. 58 предлагался стих из еврипидовской "Андромахи" 419:
- "Для всех людей дети - это душа / "жизнь".
Изменить на другой:
- "Для всех живых существ дети - это душа".
Стоит отметить ещё в V 21 разговор об игре на флейте. Приведём его целиком:
- "...На Родосе пребывал тогда флейтист Канос, который считался лучшим игроком из всех людей. Позвав его, Аполлоний спросил:
- "Что преследует флейтист?"
Тот ответил:
- "Всё, чего не захочет слушатель".
- "Однако", - ответил Аполлоний, - "многие хотят от слышимого больше быть богатым, чем слушать флейту. Так, значит, ты делаешь богатым тех, кто по твоему ощущению этого желает?"
- "Ни в каком случае, - ответил тот, - как бы я этого ни хотел".
- "Так что же? Не делаешь ли ты красивыми молодых людей из твоих слушателей? Ведь все же хотят казаться красивыми".
- "И не это", - сказал Канос. - "Хотя в флейте я больше всего придерживаюсь Афродиты".
- "Но что же тогда то, чего, по-твоему, хочет слушатель?"
- "Чем же оно может быть иным", - ответил Канос, - "как не тем, чтобы страдающий утолял флейтой скорбь, чтобы радующийся становился ещё веселее, чтобы любящий был жарче, чтобы богомольный был более вдохновенным и более высоким в смысле воспевания гимнов?"
- "Но этого-то, Канос", - спросил Аполлоний, - "сам флейтист достигает при помощи золота, орихалка или оленьей или ослиной кости, или же есть что-то другое, что в состоянии достигнуть этого?"
- "Другое, Аполлоний! Именно музыка, стихи, смешение и хорошая модуляция звучания на флейте, виды гармонии - вот что гармонизирует слушающих и делает их души такими, какими они хотят.
- "Я согласен, Канос", - ответил тот, - "с тем, что у тебя производит искусство. Его разнообразие и пользование всеми стилями - вот что ты изучаешь и доставляешь тем, кто к тебе приходит. Мне, однако, кажется, что сверх сказанного тобою флейта нуждается еще и в другом, именно чтобы играющий на флейте был с хорошим дыханием, с хорошо приспособленным ртом и хорошими пальцами. Хорошее дыхание - то, когда бывает четкое и ясное дуновение и горло не дает шума*(*79); хорошее приспособление рта - когда губы действуют на язычок флейты, не искажая лица играющего. Что же касается искусства пальцев, то весьма достойным я считаю такого флейтиста, у которого ни кисть руки не отказывается служить, ни быстрые пальцы не налетают на звуки. Ведь быстрое модулирование из 1-го стиля в другой больше относится к искусству пальцев. Вот если ты всё это даёшь, то играй на флейте без боязни, и с тобой пребудет Евтерпа".
Этот разговор чрезвычайно характерен для эллинистического техницизма. Дело в том, что за музыкой, правда, признаётся здесь огромная способность вызывать разного рода душевные волнения, их усиливать и углублять, а также делать их приятными, красивыми и утешительными. Но, оказывается, это еще не есть сама сущность музыки. Далее, не является сущность музыки также и её формальное построение, т.е. ни её мелодия или гармония, ни производимые ею модуляции и, по-видимому, ни вообще какая-нибудь форма или структура исполняемого музыкального произведения. И что же, согласно приведенному тексту, является для музыки максимально существенным и необходимым? Совершенно неожиданно мы находим утверждение, что наиболее существенное для музыки - это владение пальцами, правильное владение дыханием и соответствующее устроение рта*(*80). Другими словами, здесь берётся во внимание исключительно только техническая сторона музыки, её виртуозность и максимальная выученность музыканта для владения своим музыкальным инструментом. Конечно, назвать это иначе, чем "техницизмом", невозможно. Однако, имея представление об "эллинизме" вообще, мы должны сказать, что:
- "Эллинистические теоретики выдвигали на первый план, конечно, не только 1-ну техническую сторону искусства".
Как мы видели раньше, в "эллинистическом искусствознании"*(*81), "эстетики" этого времени безусловно глубоко понимали также и чисто художественную сторону произведения в отличие от представителей "классики", которые довольно слабо отличали искусство от Природы и которые, вообще говоря, Природу и реальность в целом ставили даже выше всякого искусства. "Эллинистическая эстетика" впервые научилась анализировать художественное произведение именно как таковое, включая как его содержание, так и его форму. В "Аполлонии Тианском" почему-то выдвинута на первый план только внешняя сторона музыки, и даже из этой внешней стороны взято максимальное внешнее, а именно виртуозная обученность художника, проявляемая им в его творчестве. Это производит впечатление какой-то случайности, потому что даже в этом отрывке, который мы сейчас привели из "Аполлония", уже намечены разного рода высокие чувства, которые вызывает музыка, и только наряду с ними почему-то выдвигается на 1-й план ещё и виртуозность художественного исполнителя. Но, конечно, и эта виртуозность и даже весь этот "техницизм" могли стать предметом "эстетики" никак не в период "классики", которая для этого была слишком "онтологична", но именно в период "эллинизма", "субъективизм" которого именно и располагал к изучению виртуозных и технических особенностей художественного исполнительства. В результате нашего анализа "эстетики" Аполлония у Филострата необходимо сказать, что приведённые у нас тексты Филострата являются попыткой дать некоторую сводку материала. Насколько позволяет судить предварительное изучение, материал этот как будто бы и не обладает чересчур большой важностью, хотя интересных мыслей здесь достаточно. Однако, чтобы высказать твёрдое и окончательное мнение об "эстетике" Аполлония, необходимо подвергнуть этот материал детальному и специальному исследованию.
*(*75). - /VIII 7, р. 311 Kayser/.
*(*76). - /VIII 7, р. 305/.
*(*77). - /VI 11, р. 223/.
*(*78). - /II. XVIII 375/
*(*79). - /В противном случае - сходство с немузыкальным звуком/.
*(*80). - /Поскольку речь идёт здесь об игре на флейте/.
*(*81). - /ИАЭ V, с. 395-658/.
#ЭстетическиеПроблемы#ПодражаниеИФантазия
Нет комментариев