02.1900.
О блаженной Наталии известно очень мало, по своему смирению она ничего о себе не рассказывала. В 1848 году она пришла в Дивеевскую обитель на богомолье со странниками. Ее тут же хотели выслать – она гримасничала у клироса с непокрытой головой, толкалась, тушила свечи.
Но блаженная Пелагея Ивановна /†1884/ явилась во сне благочинной монастыря и потребовала не трогать Наталью, сказав, что ей назначено здесь жить и по благословению начальницы Ирины Кочеуловой блаженная мать Наталия осталось в святой обители.
С начала своего вступления она знала всегда только одну церковь, в которой находилась ежедневно у всякой службы; никогда не ходила по кельям, кроме своей, и имела сестру для присмотра за ней.
Послушание ее было: читать Неусыпаемую Псалтирь и в полночь ударять в колокол на полунощницу.
Правящий архиерей, посещая обитель, каждый раз приказывал ей одеться в черное платье, чтобы быть в числе сестер обители, но она не переменяла своего пути и говорила: "Я от рождения дурочка и недостойна носить что монашки носят".
Как говорили, она приняла тайный постриг в Киеве, где получила весьма тяжелое послушание от старца, которое и исполняет свято. Можно догадываться, что обет, данный ею, был чрезвычайно строг.
Любовь простого народа к старице росла год от года. Старица Наталия отличалась многолетними продолжительными молитвенными бдениями, подвигами, постоянным чтением священных и духовно-нравственных книг, постом и молитвою.
В келье своей она жила не всегда, а периодами; большей частью сидела в сенках (род шалаша), под крышей, но на открытом воздухе, зимой, летом, осенью и во всякую погоду и непогоду.
Здесь она постоянно молилась, исполняла монастырские правила, беседовала с приходящим народом и по ночам читала и писала.
Пища ее была чрезвычайно скудная и в малом количестве. По средам и пятницам она совсем ничего не вкушала. Ежедневно она получала частицу антидора и теплоты с просфорой приносимых послушницами из церкви, что и составляет ее отраду и пищу.
Если же она ела кашицу или молоко с лепешкой, то раз в день, до вечерни, но бывало так, что народ не давал ей пообедать до вечерни, и тогда она уже не вкушала вовсе в тот день.
Для самоумерщвления плоти ее послушание, видимо, обязывало не снимать белья и платья до тех пор, пока оно не истлеет на ней и не спадет само.
Также она никогда не умывалась, не расчесывала волосы.
Затем она никогда не ложилась, и если дремала, то сидя. Строгое воздержание в пище и самоумерщвление плоти в разных видах делали старицу неподражаемой в обители.
Наружный вид блаженной всегда был одинаков. Верхнее одеяние ее постоянно было светлое, но крайне ветхое и запыленное. Положение тела согбенное. Лицо полузакрытое и всегда с поникшим взором.
Также редко она допускала подходить к себе приходящих к ней за советом и благословением; большей частью народ останавливался за 5 – 6 сажен (10-13 метров), и слова блаженной Наталии, говорящей довольно тихо, передавала послушница, стоящая на середине расстояния от народа до нее.
Ответы блаженная давала не сразу, заставляла 5–10 минут ходить, читая «Богородице, Дево, радуйся…». За это время она испрашивала у Господа, что сказать на пользу этого человека.
Она никогда не брала ничего в руки, кроме священных предметов, бумаги и карандаша; ее кормили послушницы и все делали за нее, перелистывали страницы книг, собирали деньги, оставляемые народом, и прочее.
В послушание ее входила также тяжелая обязанность двигаться всегда боком и непременно по той же дороге или половице пола и туда, и назад.
Странности эти, непривычные для свободных людей, казались неразумными, скучными, пожалуй, безсмысленными, но поэтому-то они и были даны ей мудрым старцем, чтобы побороть разум и волю и при помощи подобных тяжелых послушаний, даже невыносимых для большинства, заставить отречься от мира, находящегося не в окружающей человека обстановке, а внутри него, в сердце.
Блаженная обладала даром совета. Речь ее была прямая, ясная, не иносказательная. Премудрость и начитанность ее была велика, и не лишена она была прозорливости. В молодых годах блаженная Наталия несколько юродствовала, но под старость перестала.
В 1899 году старица Наталия основала свою, отдельную от Серафимо-Дивеевской, женскую обитель, недалеко от села Теплова, Ардатовского уезда, Нижегородской губернии.
Почитателями было приобретено для этой обители 200 десятин земли. Сама блаженная без согласия настоятельницы не решилась оставить Дивеевскую обитель. Сейчас, на этом месте восстановлен храм, здесь располагается Меляевский скит Серафимо-Дивеевского монастыря.
Незадолго до смерти блаженная Наталия проводила звоном правду на небо.
В то время колокольни в монастыре еще не было, а колокола помещались в конце Канавки на деревянном помосте. Пустынька блаженной Наталии находилась рядом с хлебным корпусом, и она всегда звонила к полунощнице.
А тут она неожиданно подняла звон во время обедни. Все выскочили из церкви узнать, что случилось. Вышла и мать игумения Мария /†1904/. Все направились к звоннице. Матушка игумения обратилась к Блаженной и спросила, почему она так звонит. Та ответила:
– Правду на небо провожаю. Правды на земле больше нет!
– Ну, больше так не делай,– сказала игумения.
– Больше не буду,– ответила Блаженная и развела руками. В тот же год она скончалась.
22 февраля 1900 года на Отдание праздника Сретения Господня около полуночи тихо и мирно отошла ко Господу верная раба Христова блаженная старица Серафимо-Дивеевского монастыря Наталия Дмитриевна.
Могила блаженной Наталии находится за алтарем Троицкого собора, слева от бывшего места захоронения святой блаженной Пелагии.
В Серафимо-Дивеевском монастыре в день памяти блаженной Наталии служится литургия и панихида об упокоении ее души. Крест на ее могиле украшается цветами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев