Неоднозначные работы современных военных скульпторов Студии имени М.Б.Грекова
Как известно, в мире искусства очень сложно порой отличить истинный шедевр от посредственной работы. Чего только стоит пресловутый «Чёрный квадрат» Малевича или сюрреалистические картины художников сего специфического жанра. В области скульптуры наблюдается та же тенденция, хотя понятие эстетики и глубины осмысленности работы по-прежнему не отменял никто. Сложность трактовки неоднозначных работ деятелей искусства состоит в том, что единого и верного мнения по поводу этих творений нет и никогда не будет. Каждый видит в них либо красоту, либо посредственность или даже уродство.
Вот и с выставкой последних работ военных художников/скульпторов Студии имени М.Б.Грекова случился подобный казус. Но всё по порядку. Студия военных художников была создана в далёком 29 ноября 1934-го года в Москве. А имя своё она получила от Митрофана Грекова – выдающегося мастера батальной живописи. В качестве учеников студии принимали далеко не всех, а только одарённых красноармейцев. Позже в художники данной студии брали солдат Великой Отечественной, которые принимали непосредственное участие в сражениях, а, следовательно, могли вложить в свои работы душу и горестный опыт.
За годы своего существования Студия пополнилась работами множества военных художников, которые брали в качестве основных тем своих полотен различные военные периоды истории нашей страны. Сегодня в Студии работают 32 скульптора и художника. Восемь из них были удостоены высокого звания Народного художника РФ, а четверо – Заслуженного художника РФ.
Однако несмотря на все заслуги перед искусством и всевозможные регалии, работы скульпторов Студии военных художников вызывают неоднозначное впечатление. Речь идёт об экспозиции под открытым небом, которая находится по адресу: Москва Суворовская площадь д.2. Ближайшая станция метро – Достоевская. Ценители прекрасного, которые её посетили, часто уходят со смешанными чувствами и не могут выразить своё уверенное восхищение данной работой.
Что она из себя представляет? В середине композиции стоит танк, больше напоминающий корпус этого самого танка. Скульптура изготовлена из металлических плоских прутьев и выглядит так, будто её сплели подобно корзине. Однако сплели в этой композиции не только танк. Плетённый вид приняли и солдаты, которые располагаются возле военного транспорта. Четыре солдата, сидящие на танке или стоящие возле него, смотрят в небо, а над ними летят плетённые птицы, по виду напоминающие каркасы больших ворон. Завершает композицию странного вида скульптура человека в чёрном плаще с палитрой и кистью, стоящего в стороне и указывающего на солдат. Так художник изобразил самого себя.
На правах простых обывателей мы можем попытаться расшифровать посыл, который автор скульптуры стремился нам передать. Вероятно, плетённая часть композиции изображает именно погибших бойцов, а материал, из которого они изготовлены, символизирует хрупкость и эфемерность человеческой жизни. Вероятно, именно так творец видел призраков, в которых превратились бойцы. Примечательно, что форма этих солдат указывает на их принадлежность к разным типам войск, начиная с военно-морских сил, заканчивая пилотными войсками. Вороны в композиции с большей долей вероятности символизируют саму смерть, прилетевшую за душами воевавших. По крайней мере именно так и выглядят чёрные птицы: угрюмо, мрачно и даже устрашающе. Огромный размах их крыльев говорит о необратимости, всесильности и могуществе смерти.
В целом, посыл скульптурной композиции прост и понятен. Но, почему тогда не всем она пришлась по душе? Сложно анализировать чужие мнения без возможности подтверждения или опровержения. Однако композиция, несмотря на серьёзность, несколько смешит, что в данном контексте кощунственно и недопустимо. Хоть речь и идёт о солдатской судьбе, сложной жизни и гибели в жестоком бою, герои выглядят дёшево, нелепо и даже комично. Внешне они больше походят на ярмарочные истуканы, которые привозят торговцы на потеху людям.
То, что художник старался и, без сомнения, вложил в свою работу душу, очевидно. Но в присутствии у него таланта невольно сомневаешься. Дело в том, что весьма неоднозначно он изобразил даже самого себя. Скульптура-автопортрет смешит и пугает одновременно: застывшая злобная гримаса, смотрящие сквозь тебя глаза и эксцентричная поза, которую принял скульптурный двойник художника напоминает бракованную восковую куклу музея мадам Тюссо. Что же касается «сеточных» солдат, создаётся впечатление, будто бюджет на их изготовление был сильно урезан и пришлось работать с тем, что осталось.
Да простит меня деятель современного искусства, данная композиция вызвала во мне именно такие нелицеприятные ассоциации. Разумеется, в глазах других обывателей, а уж тем более специалистов, всё может быть совсем иначе. И вообще, искусство, как я уже писал изначально, является неоднозначной штукой. Смотреть на его однобоко не стоит. Поэтому, мне остаётся пожелать художникам Студии больше творческого вдохновения и успехов на этом нелёгком поприще.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев