Формулярный список на Цареградского Николая Алексеевича легко обнаруживается в РГИА в фонде "Канцелярия Синода" (ф.796, оп.438, д.4653). В последней XIV-й графе формулярного списка всегда (или почти всегда) содержатся сведения о семье с указанием даты заключения брака и дат рождения детей. (
https://forum.vgd.ru/539/3188/2590.htm?a=stdforum_view)
У Цареградского Н.А. была дочь Ольга (примерно 1863-1865 г.р.)
**********************
Из ИСТОРИИ Ставропольской духовной семинарии.
Устройство в Ставрополе первой на Северном Кавказе духовной семинарии неразрывно связано с именем первого епископа Кавказского и Черноморского Иеремии.
В Кавказской области, «столицей» которой был Ставрополь и где насчитывалось к началу 40-х годов XIX столетия около 130 действующих церквей и 180 приютов, ощущалась острая необходимость в собственном церковно-административном центре.
Первого января 1843 года Кавказская и Черноморская епархия была создана, и ее епископом был назначен Иеремия. Вступив в управление епархией, Преосвященный Иеремия нашел свою паству не в лучшем духовном состоянии. Среди населения широко распространялись учения раскольников и сектантов, со стороны же необразованного духовенства особенного религиозно-нравственного противодействия этому оказываемо не было.
Считая открытие семинарии в Кавказской епархии делом самой настоятельной необходимости, Владыка Иеремия в декабре 1843 года, спустя 8 месяцев после своего прибытия в Ставрополь, посылает пространную докладную записку по этому поводу в Святейший Синод. В ней Преосвященный указывает на отдаленность ближайших к Кавказской епархии семинарий (Воронеж, Астрахань, Екатеринослав) и на необходимость подготовки собственных миссионерских кадров, в том числе и из представителей коренных народностей края, как для проповеди православия среди местных народов, так и для противодействия сектантам и раскольникам.
Но прошёл весь 1844 год, а никаких распоряжений Священным Синодом и обер-прокурором Протасовым по поводу этого доклада сделано не было. Владыка Иеремия вынужден был обратиться за содействием к гражданским властям. По его просьбе начальник Кавказской области генерал-лейтенант Гурко в январе 1845 г. посылает обер-прокурору Священного Синода ходатайство о скорейшем открытии семинарии. В нем он пишет: «...необходимо учредить в Ставрополе семинарию. На ней должно лежать образование юношества и приготовление достойных пастырей, без которых церковь обойтись не может. Преосвященный Кавказский и Черноморский вошел о сем в Святейший Правительственный Синод с представлением, но разрешения не получил».
Казалось, с ходатайством гражданской власти можно было уже рассчитывать на скорейшее решение вопроса в пользу открытая семинарии. Однако события стали развиваться совсем иначе. Преосвященного Иеремию ожидало сильное огорчение. В июле 1845 года от Кавказской епархии были отделены все церкви Линейного казачьего войска (более 100 приходов) и переданы в ведение обер-священника отдельного Кавказского корпуса. Семинария же, по замыслу епископа Иеремии, главным образом нужна была для того, чтобы подготовить духовенство именно в станицы Линейного казачьего войска, среди которого раскол и сектантство были особенно распространены. Отделением церквей сокращались также более чем наполовину и денежные средства, которые предполагалось употребить на устройство семинарии.
Преосвященному, казалось, негде было искать поддержки. Неожиданно помощь пришла со стороны наместника Кавказского князя М.С. Воронцова. В 1845 году, будучи в Ставрополе проездом, он выразил Преосвященному Иеремии сочувствие и желание помочь в деле открытия семинарии. Незадолго до этого об открытии на Северном Кавказе семинарии перед князем ходатайствовал экзарх Грузии Преосвященный Исидор.
Желая ускорить решение вопроса, Владыка Иеремия от лица «неизвестного покровителя» жертвует более 10000 рублей в пользу строительства будущей семинарии, о чем уведомляет обер-прокурора Священного Синода графа Протасова в письме от 26 февраля 1846 года. Составляя его, Преосвященный не подозревал, что вопрос об открытии семинарии уже был решен положительно в Петербурге.
В марте 1846 года в Ставрополе была получена из Святейшего Синода предварительная резолюция. А спустя 4 месяца - 20 июля 1846 года - постановление Святейшего Синода об открытии в Ставрополе семинарии было высочайше утверждено.
В резолюции говорилось: «По всеподданнейшему вследствие сего докладу моему (т. е. обер-прокурора Святейшего Синода графа И А. Протасова) Государь Император повелел соизволить:
1. Учредить в Кавказской епархии семинарию на основании училищного устава, открыть ее в городе Ставрополе с началом наступающего года и на первый раз образовать одно низшее отделение, с назначением в состав оного учеников, удостоенных перевода в семинарию из уездных училищ Ставрополя и Моздока, а также и Астрахани, в которой доселе обучались ученики, принадлежавшие по рождению к Кавказской епархии;
2. Вновь учрежденной семинарии именоваться Кавказской и заведоваться окружной Казанской духовной академией...»
Рекомендовано было открыть класс иконописи. План обучения составить подобно планам других семинарий и ввести преподавание местных языков: осетинского, татарского, калмыцкого.
Резолюцией Священного Синода от 23 августа 1846 года ректором семинарии был определен инспектор Казанской духовной академии, профессор богословия архимандрит Серафим. На должность инспектора был определен иеромонах Герасим, магистр богословия.
В сентябре 1846 года святитель Филарет, митрополит Московский, направил письмо епископу Иеремии, в котором выразил горячую поддержку его начинаниям. Официальное открытие Кавказской семинарии состоялось 13 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста. В приветственном слове Владыка Иеремия сказал, что в святителе Иоанне Златоусте будущие воспитанники семинарии «должны видеть идеал пастыря церкви. В нём пред указана цель, к достижению которой должны быть устремлены все их силы».
Первым зданием, в котором размещалась семинария, был дом городского головы, купца И.Г. Ганиловского. Он сохранился до наших дней, ныне - вечерняя школа-лицей (пр. К. Маркса, 46). Он считался одним из самых «поместительнейших» в городе и, что явилось немаловажным для Владыки Иеремии, находился рядом с кафедральным Троицким собором.
Размещаясь в купеческом доме, семинария своего храма не имела. И потому по благословению Преосвященного Иеремии храмом для обязательного посещения семинаристов был определен Троицкий собор. Владыка Иеремия настаивал на необходимости постоянного, деятельного их участия в богослужении: чтения, пения, прислуживания в алтаре.
Ректор семинарии архимандрит Серафим нанял под семинарию ещё два двухэтажных каменных дома, принадлежавших священнику Дмитрию Гремяченскому и статскому советнику Петру Пышненко.
В первом устроил дополнительные учебные классы, а во втором - спальни для семинаристов и квартиры преподавателей словесности - И. Гвоздева, латинского и татарского языков - Г. Соколова. Для учителей греческого, немецкого, французского языков, всеобщей истории, Святого Писания, риторики, православного исповедания и др. пришлось снимать частные квартиры.
В первый год существования Кавказской духовной семинарии в ней было пять наставников: ректор, инспектор и три преподавателя.
В семинарии обучалось 55 учащихся.
В основу организации учебного процесса Преосвященным Иеремией решено было положить опыт Тифлисской семинарии.
На низшем отделении преподавались ведущие учебные дисциплины: Пасхалия, История церкви, Библейская история, Литургика, Катехизис, геометрия, алгебра, риторика, поэзия, греческий, латинский и немецкий языки, факультативно - местные языки (калмыцкий, татарский, осетинский). На низшем отделении (как впоследствии и на двух других - среднем и высшем) обучение составляло двухгодичный курс. Учебным планом предполагалось шесть учебных дней в неделю (по четыре урока в день). Воспитанникам вменялось в обязанность посещение воскресных и праздничных богослужений.
Комментарии 5