Таких кувшинов у нас в музее два. Доподлинно установить их возраст мы не можем, но можем с уверенностью сказать, что выпускали керамическую муравленую посуду в Скопине Рязанской губернии с середины 19 века. Все сохранившиеся дореволюционные экспонаты чаще всего датированы второй половиной XIX — началом XX века. А вот точную дату, а также фамилию автора сегодня не представляется возможным.
Вообще, скопинский гончарный промысел считает датой своего рождения 1640 год, но керамика, изготавливаемая в Скопине до середины XIX века, была простой и утилитарной. Изделия изготавливались из светложгущихся глин, которые в природе встречаются вместе с залежами угля. С целью придания посуде водонепроницаемости, скопинцы использовали обвар (способ варить керамику в специальном составе, повышаюшем прочность, устойчивость к влаге и жаропрочность керамики). Ещё один способ обработки – задымление или томление – обжиг без доступа кислорода в коптящем пламени. После этого керамика приобретала красивые бархатистые оттенки иссиня-чёрного цвета.
Но в середине XIX века для скопинского гончарного промысла наступает переломный момент – мастера стали применять разноцветные глазури. Желтый цвет получали из окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди.
В это же время музеи России стали закупать керамику Скопина, прежде всего фигурные изделия (с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью). О скопинской обиходной посуде, представленной в нашем музее, практически нет специальных исследований: ее делали всегда, но изучали мало. Тем не менее, для нас она дорога и исторически очень ценна.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев