Не все знают, что знаменитый ленинградский фарфор "Кобальтовая сетка", визитная карточка Императорского фарфорового завода, эта потрясающая нежная холодноватая роспись тоже отражение войны. Она «родилась» на Ломоносовском фарфоровом заводе Ленинграда в 1944 году, а автором узора стала молодая художница по росписи фарфора Анна Яцкевич.
В тридцатых годах девушка окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум и начала работать на заводе. Двадцать лет она отдала профессии, но при жизни славы известной художницы не испытала. Так сложилась её судьба, что кобальтовый узор стал популярен уже после её смерти в 1952 году.
Сначала узор был не кобальтовым, а золотым. Именно с золотым рисунком была выпущена первая партия сервизов. Позднее художница изменила цвет росписи, заменив его на синеву.
Многие считали, что на создание сетки художницу вдохновил старинный сервиз, который в середине восемнадцатого века изготовил для императрицы Елизаветы Петровны основатель производства фарфора в России Дмитрий Виноградов. Однако сходство между сервизами весьма и весьма отдалённое. Более правдоподобно звучит объяснение самой Анны Адамовны.
Всю блокаду ленинградка Яцкевич провела в родном городе, жила художница на Набережной Фонтанки. Это были страшные времена для её семьи. Молодая женщина похоронила сестру и мать, умерших от голода, отец скончался задолго до войны. От грустных мыслей её отвлекала любимая работа. Все эти страшные 900 дней девушка трудилась на заводе.
Анна была талантливая и любопытная. До войны Яцкевич успела окончить советскую единую трудовую школу, затем техникум. Кроме профессии художника по фарфору освоила дело оформителя книг и плакатов. Когда была возможность эвакуироваться, Анна Адамовна ею не воспользовалась - осталась в Ленинграде и занялась камуфляжем кораблей. С помощью кисточки и обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе завода, она "прятала" огромные корабли.
Однажды внимание женщины привлекли заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов. То ли вечернее солнце их так осветило, то ли луч прожектора, но Анна увидела во всём этом геометрическом ужасе войны узор, красивый и строгий... Так и была придумана знаменитая роспись фарфора.
В 1943 году возобновила свою работу художественная лаборатория, и Анна дала своему узору жизнь, некое творческое воплощение. В нём были заключены все переживания, боль, ужас и надежда тех дней. Узор безумно всем понравился, за новшество Анну Адамовну даже наградили орденом Красной Звезды, но до всемирной известности было ещё далеко...
Здоровье у Анны Адамовны было слабое, что не удивительно после того ужаса, который она перенесла. Чтобы хоть как-то прийти в себя и напитаться солнцем, Яцкевич каждый год ездила на Кавказ, но по иронии судьбы именно там в 1952 году она простудилась, а затем умерла. Ей было всего 48 лет...
Спустя шесть лет в Брюсселе состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. Ленинградский завод привёз огромную коллекцию своих самых лучших изделий, и пальма первенства была отдана сервизу «Кобальтовая сетка». Он получил главную награду - золотую медаль за узор и форму. Вскоре узору присвоили и «Знак качества СССР», что было невероятно почётно. Так началось триумфальное шествие "Кобальтовой сетки" по стране...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев